За первую половину 2018 года в российский прокат вышло более двухсот фильмов, и выбирать из них лучшие — это задача не самая тривиальная. У них разные жанры, разные задачи, они предназначены для разной аудитории, и любые рейтинги — всего лишь отражение личных предпочтений их составителей, равно как и премии являются лишь консенсусом между членами жюри или совокупным мнением, например, Американской киноакадемии. Тем не менее ряд картин из этих сотен выделить можно: кто-то уже получил высшие кинематографические награды и тем привлек внимание зрителей, кто-то очень хорошо показал себя в прокате, заработав многие миллионы (и даже миллиарды) долларов. А у каких-то картин выдающейся стала история их создания. АиФ.ru собрал свою десятку фильмов, которые привлекли внимание в первом полугодии.
«Форма воды»
Начало шестиесятых, самый разгар холодной войны. В секретной лаборатории военные США изучают странное существо, чем-то напоминающее человека-амфибию (Даг Джонс), и в процессе познания неизвестного доходят до необходимости вскрыть неведомую зверушку. Эта идея не нравится немой уборщице Элайзе (Салли Хокинс), которая сумела как-то подружиться с амфибией, и она организует его побег. В сюжете присутствуют советские агенты, которым интересно, чем занимается секретная лаборатория, жестокий солдафон полковник Стрикленд (Майкл Шеннон), а также мудрая чернокожая уборщица (Октавия Спенсер).
Фильм Гильермо дель Торо «Форма воды» был представлен на прошлогоднем Венецианском кинофестивале, где получил «Золотого льва», а потом стал триумфатором «Оскара»: 13 номинаций и четыре выигранные статуэтки, среди которых «лучший фильм» и «лучший режиссер». Победа именно этой картины на «Оскаре» стала несколько неожиданной, но в принципе зрители выбор американских киноакадемиков ругали не особо сильно.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
У Милдред Хейз (Фрэнсис Макдорманд), которая живет в небольшом городе в штате Миссури, погибла дочь, но полиция, по ее мнению, совершенно не желает искать преступника.
Чтобы заставить шерифа (Вуди Харрельсон) и его помощника (Сэм Рокуэлл) шевелиться, она оплачивает аренду трех рекламных щитов на дороге в город, на которых размещает обращение к полицейским.Фильм британского режиссера Мартина Макдонаха тоже участвовал в основном конкурсе Венеции-2017, но получил только приз за сценарий (его написал сам Макдонах), уступив «Золотого льва» «Форме воды». Но, когда начался сезон кинопремий, награды посыпались на «Три билборда...» как из рога изобилия: «Золотые глобусы», BAFTA, премии американских гильдий. В итоге картина стала наиболее вероятным триумфатором «Оскара», но из семи номинаций выиграла лишь две актерские, — для Макдорманд и Рокуэлла — уступив главные призы фильму Гильермо дель Торо.
«Темные времена»
Уинстона Черчилля назначили премьер-министром Великобритании в тот майский день 1940 года, когда Германия напала на Францию. Он был единственным кандидатом, которого поддерживал весь парламент, и именно ему пришлось объединять нацию на борьбу с нацистской угрозой, пытаться укрепить рассыпающийся фронт и организовывать эвакуацию разбитой армии из Дюнкерка.
Фильм Джо Райта не такой зрелищный, как, например, «Дюнкерк» Кристофера Нолана, он о человеке у власти и об ответственности этого человека. И фактически «Темные времена» стали бенефисом актера Гэри Олдмана, который неузнаваемо изменился для роли Черчилля и заслуженно получил первые за тридцатипятилетнюю карьеру премии «Оскар» и «Золотой глобус».
«Тебя никогда здесь не было»
Фильм британского режиссера Линн Рэмси участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля-2017. До России он добирался чуть ли не через год, да и прокат картины у нас оказался не самым широким: ему дали всего лишь пару сотен копий.
«Золотую пальмовую ветвь», напомним, фильм Рэмси не получил, проиграв «Квадрату» Рубена Эстлунда, но два приза выиграл: один достался самой Рэмси за сценарий, а второй получил Феникс. В оскаровскую гонку картина тоже не успела (в американский прокат лента вышла только в этом году), но есть все шансы, что будущий премиальный сезон принесет ленте еще пару наград. Не в России, конечно, а хоть бы и на том же «Оскаре».
«Мстители: Война бесконечности»
Киновселенная студии Marvel пополняется весьма активно. Населяющие ее супергерои в большинстве фильмов занимаются своими делами, но периодически собираются вместе, если миру угрожает нечто совсем уж запредельное. Такими «сборниками» были «Мстители» и «Мстители: Эра Альтрона»: кассовые рекордсмены прошлых лет, немного уступившие напавшим исподтишка возрожденным «Звездным войнам».
Оценивать художественные достоинства кинокомикса, пожалуй, не имеет смысла, но фильм получился увлекательным, что хорошо показали зрители, которые толпами шли на «Войну бесконечности». Рекордные $257,6 млн в первый американский уикенд (больше, чем у «Пробуждения силы»), общемировая выручка $2,03 млрд и четвертое место в общем рейтинге самых кассовых фильмов. Причем от седьмого эпизода «Звездных войн» третьих «Мстителей» отделяет сущая мелочь: всего-то $36 млн.
«Первому игроку приготовиться»
Не слишком далекое будущее, полезные ископаемые закончились, на Земле начались голод и войны. Единственное развлечение для людей — виртуальная вселенная компьютерной игры OASIS, создатель которой после смерти завещал ее тому, кто сумеет пройти сложный квест. Сирота Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) понимает, что это наследство — его единственный шанс вырваться из трущоб. Но ему противостоит огромная корпорация, возможностей у которой значительно больше, чем у Тайда и его друзей.
Проект Стивена Спилберга по экранизации популярного романа Эрнеста Клайна вышел масштабным, с весьма реалистичными мирами, существующими внутри OASIS, и почти полностью повторял канву первоисточника. Во всяком случае, ностальгию по восьмидесятым фильм передал на все сто процентов. Конечно, были проблемы с авторскими правами, но в тех случаях, когда удавалось договориться, от результата захватывало дух: как, например, в воспроизведенных сценах из фильма «Сияние».
«Дэдпул-2»
Дэдпул — бывший солдат, который стал супергероем вопреки собственному желанию в попытке излечиться от смертельной болезни. Пару лет назад фильм о нем стал частью киновселенной «Людей Икс», и этот персонаж (его сыграл Райан Рейнольдс) настолько полюбился зрителям, что продюсеры затеяли продолжение его истории.
Сиквел не подвел: Дэдпул по-прежнему ироничен, самовлюблен, настроен к зрителям весьма дружелюбно и периодически обращается к ним с экрана. Врагам супергероя от этого не легче. Что касается всей кинофраншизы, то пока третьего фильма о Дэдпуле в планах студии нет, но избежать новой встречи с этим героем вряд ли получится.
Читайте также: Набрали по объявлению. Чем Дэдпул отличается от других супергероев
«Лето»
Летом 1981 года в Ленинграде встречаются два начинающих музыканта: Виктор Цой (Тео Ю) и Майк Науменко (Рома «Зверь» Билык). Они о чем-то разговаривают, немного соперничают из-за девушки (Ирина Старшенбаум), но в основном поют те песни, которые позже войдут в золотой фонд отечественной рок-музыки. Сценарий создан по мотивам воспоминаний жены Науменко Натальи Россовской, но обходится с реальными событиями начала восьмидесятых очень вольно: чего-то точно не было, а другое было, но не так. На это обращали внимание многие свидетели, в том числе, например, Борис Гребенщиков, но фильм получился не об истории Ленинградского рок-клуба.
«Лето» вписало себя в историю российского кинематографа еще в прошлом году, когда правоохранительные органы задержали режиссера Кирилла Серебренникова по делу «Седьмой студии» в буквальном смысле на съемках картины. Серебренникову удалось ее завершить, находясь под домашним арестом, потом «Лето» было отобрано в конкурсную программу Каннского кинофестиваля и получило приз за музыку, написанную Билыком.
«Лед»
Талантливая фигуристка Надя (Аглая Тарасова) готова к покорению различных чемпионских титулов, но ошибка партнера ставит крест на ее амбициях. У нее тяжелая травма, и больше она кататься не сможет. Но потом в ее жизни появляется хоккеист Саша (Александр Петров), для которого общение с Надей из нудной обязанности превращается в любовное приключение. И благодаря его любви Надя снова выходит на лед.
Фильм Олега Трофима часто называли нашим ответом американскому «Ла-Ла Ленду». «Лед» действительно переполнен музыкой, а одним из композиторов фильма стал и Антон Беляев, фронтмен и основатель группы Therr Maitz. Он же исполнил едва ли не половину песен. Жанр музыкальной мелодрамы оказался удачным: до сугубо спортивного «Движения вверх» «Лед», конечно, не дотянулся, но сумел заработать в прокате 1,5 млрд рублей.
«Решение о ликвидации»
На самом высоком уровне принимается решение о ликвидации самого опасного террориста Шамиля Базгаева. В группу, созданную под эту задачу, входит опытный оперативник Егор (Игорь Петренко), у которого с Базгаевым собственные счеты. Но враг хитер и опытен, он успешно скрывается от российских спецслужб уже много лет, а заодно готовит новое нападение, для которого ему нужно купить оружие за границей. Оперативники собираются использовать эту возможность.
Продюсером фильма выступил Карен Шахназаров. Видимо, благодаря его вмешательству авторам «Решения о ликвидации» удалось рассказать историю успеха российских спецслужб (ликвидация Шамиля Басаева), оставшись в жанровых рамках триллера. Агенты ФСБ, бандитские схроны в горах Чечни, перестрелки и реальная операция — и все это без лишнего пафоса и героического превозмогания.