Сергей Грачёв: Александр, сериал «Фарца» — это чисто отечественная история или подобные проекты про похожие явления существовали и в других странах?
Александр Цекало: Это абсолютно оригинальная история, поскольку аналогов фарцовщиков в том виде, в каком они существовали в Советском Союзе, насколько я знаю, в мире не было. Наверное, в любой стране существовала и существует некая нелегальная торговля. Но это несколько другая история. Например, тот же «сухой закон» в Америке — это был предмет заработка большого бизнеса, крупных бандитов. У нас в стране некоторые фарцовщики тоже доходили до крупных оборотов, но это были скорее исключения, чем правило. Например, у известного фарцовщика (термин «фарцовка», по самой распространённой версии, происходит от английского словосочетания «for sale» — для продажи) Рокотова при аресте изъяли в золоте и валюте около полутора миллионов долларов. Учитывая, что в 1961 году, когда это случилось, официальный курс доллара составлял 45 копеек, по сегодняшнему курсу его состояние было бы не меньше ста миллионов «зелёных». Может, чуть меньше. В любом случае — это была какая-то нереальная сумма! Вы просто учтите, что стандартная зарплата тогда составляла порядка 100–120 рублей.
— Как много времени заняло создание сериала от идеи до его окончательного варианта?
— Примерно два года назад я встретился со сценаристкой Юлией Идлис, и мы стали обсуждать с ней разные проекты. И как-то пришли к теме 60-х годов и заговорили о фарцовщиках. И в этот же момент я вспомнил, что среди моих знакомых есть огромное количество людей, которые так или иначе фарцой занимались. И также стало абсолютно ясно, что на эту тему эти люди не станут абы с кем разговаривать, но, возможно, мне доверятся. Тема-то полупреступная, с одной стороны. С другой стороны, ну как назвать человека преступником, если он элементарно покупал у иностранца, например, книгу, а потом её перепродавал, или покупал джинсы, чтобы самому их носить? Конечно, со временем масштабы всех этих махинаций, спекуляций выросли... Кого-то в тюрьму посадили, кто-то продолжал этим заниматься. Герои нашего сериала как раз из числа тех, кто не смог остановиться — фарцевание стало частью их жизни.
— Я правильно понимаю, что в фильме есть немало реальных историй?
— Там все истории реальные! По крайней мере, в тех пяти сезонах, которые мы запланировали. Сценарии второго и третьего сезона уже практически дописаны — съёмки планируются уже этим летом. Сюжетную канву четвёртого мы тоже представляем. Ну а к пятому сезону мы планируем добраться до 80-х годов. Что дальше — пока не знаю.
— Ничего себе! Ещё не закончился показ первого сезона, а вы уже о пятом думаете! Не боитесь, что, при всём качестве проекта, зрителю это кино может просто не понравиться? Или вы абсолютно уверены в этом проекте?
— Ни у одного продюсера не может быть уверенности в том, что тот или иной его проект «выстрелит», понравится зрителю и покажет отличные рейтинги. В самый последний момент самые непредсказуемые обстоятельства могут перечеркнуть все труды и ожидания. Не дай бог, траур в стране, например, или конкурирующий канал решит запустить «проект-бомбу», который долго готовил и даст в эфир именно сейчас. Да в конце концов, каким качественным ни был продукт, он может просто по совершенно непонятным причинам не понравиться зрителю! Но люди, которые стоят за созданием сериала «Фарца» (я сейчас не о себе говорю, а о таких суперпрофессионалах, как Константин Львович Эрнст, например), верят в этот проект. Там отличная драматургия, качественная съёмка, отличные костюмы, прекрасные актёры, музыка... Это очень нестыдный продукт! Но... Случается и так, что у откровенно стыдного, халтурного продукта отличные рейтинги, а у продукта качественного они более чем спокойные. Но я верю, что наш сериал будет интересен зрителю, причём — совершенно разных поколений.
— Напоследок признайтесь, пожалуйста, как вы были вовлечены во всю эту историю с фарцой в реальной жизни...
— Мне до сих пор самому странно, что это прошло мимо меня. Странно вдвойне: дело в том, что в Киеве я жил в доме, который был славен и известен тем, что в нём находился магазин «Каштан». Чтобы было понятней, надо добавить — это был украинский вариант легендарного московского чекового магазина «Берёзка». И возле нашего дома постоянно крутились иностранцы, ну и фарцовщики, само собой... Но я родился в 1961 году, в 1968 году пошёл в школу — меня это просто всё не интересовало. Фарцовкой школьники, конечно, занимались, но это было скорее на уровне попрошайничества — типа «жвачку» выпросить или ещё какую мелочёвку. Мне это казалось ужасно унизительным, поэтому точно не вызывало интереса.
— А у кого вы купили первые джинсы?
— У фарцовщиков, конечно! В 1978 году я закончил школу и устроился на работу лаборантом. Помню, с первой зарплаты я купил что-то маме в дом, а всю вторую «получку» спустил на джинсы. Я на этой работе ещё и не знал толком никого, но услышал, что кто-то собирается привезти две пары джинсов. Ну и прозвучал вопрос: «Кто хочет?». Я, не особо раздумывая, сказал, что буду брать. Первые джинсы обошлись мне, по-моему, в 130 рублей.
— Это дорого было?
— Очень! Мне даже зарплаты не хватило! А получал я тогда 90 рублей. Хорошо, что были какие-то небольшие накопления. Иначе остался бы тогда без джинсов. А не владеть джинсами в то время — это было как-то совсем плохо.
Читайте еще: Сценарист — о том, как снимают комедийные сериалы в России →