Новый фильм о торжестве искусственного интеллекта «Превосходство» тематически встаёт в один ряд с недавними кинохитами — номинированной на «Оскар» футуристической драмой про любовь к операционной системе «Она» Спайка Джонза и фантасмагорией Терри Гиллиама «Теорема Зеро». Всё то же недалекое будущее, бесчеловечный технологический прогресс и сопутствующие этические дилеммы, только вот, несмотря на попадание в кинотенденцию и даже на название фильма, превосходным его никак не назовёшь — и спецэффекты мы видели получше, и Джонни Деппа помним тогда, когда он ещё играл.
Ленивый Депп, «торгующий» лицом, — тоже своего рода тенденция. В последние несколько лет актёр то прячется за безумный пиратский или индейский грим у Гора Вербински, то кривляется в очередной мрачной сказке Тима Бёртона, доводя отработанные годами приёмы до автоматизма. Даже редкие удачи, вроде эпизодического появления в «Воображариуме доктора Паранасса» или в образе трагического Шляпника из «Алисы в Стране Чудес», не раздвигают уже известные грани таланта. Даже Терри Гиллиам в одном из недавних интервью сокрушался, что после его «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» ничего столь же занимательного с точки зрения актёрского мастерства Депп на суд зрителей так и не представил — а было это, ни много ни мало, в 1998 году.
Лицо артиста, как главная приманка, украшает постер «Превосходства». В таком пиксельном виде Депп маячит на экране большую часть фильма: вначале с обложек научных журналов, куда его героя, ученого Уилла Кастера, помещают с завидной регулярностью за попытки создать искусственный интеллект и на которых он оставляет автографы юным поклонницам. Чуть позже — как лицо и разум созданного им компьютера. Дело в том, что не все в мире довольны исследовательской деятельностью Кастера, но одно дело задавать на пресс-конференциях провокационные вопросы вроде «Не пытаетесь ли вы играть в бога?», а совсем другое — стрелять в учёного. После покушения, совершённого группой экстремистов, этаких «новых зелёных» во главе с активисткой Кейт Марой, герой Деппа угасает на глазах, и тогда его жена (Ребекка Холл) и лучший друг (Пол Беттани) оцифровывают сознание Кастера. И оно не только приживается внутри его собственного изобретения, но и доводит его до совершенства. Захват мира становится очевидной целью, неясно только, мирные ли мотивы у искусственного Деппа.
Создатель «Превосходства» — Уолли Пфистер, одновременно режиссёр-дебютант и опытный кинематографист, работавший оператором на всех главных проектах Кристофера Нолана. Именно с подачи Нолана, занявшего пост исполнительного продюсера, эта sci-fi картина снята на аналоговую, «плёночную» камеру, а операторское прошлое Пфистера видно в повторяющихся с завидной регулярностью макро-кадрах с медленно падающими каплями воды, дрожащими лепестками подсолнухов и прочими необязательными визуальными изысками. Видеоряд интересует режиссёра гораздо больше смысловой части: помимо подсолнухов и воды, которые должны символизировать задавленную прогрессом живую природу и человечность, на экране мелькают интерьеры лабораторий и серверных залов, а также панорамы поля, симметрично «засеянного» солнечными батареями. Впечатляет всё это в пределах самого «Превосходства», в котором глазу зацепиться больше не за что — разве что за очередного мудрого старика в исполнении Моргана Фримана.
Вопрос с тем, зло или добро созданный героем Деппа искусственный разум, так и остаётся открытым. На протяжении всего фильма режиссёрскую идею кидает из стороны в сторону: излечение человечества от всех болезней или создание непобедимой армии — вот в чём вопрос. У Пфистера однозначного ответа нет, как и нет определённого мнения по поводу того, может ли машина полностью заменить человека. Если сделать её точной копией Джонни Деппа, то, пожалуй, да. При просмотре «Превосходства» невольно посещает мысль, что с актёром так и поступили.