Чего делать нельзя…
Кстати, не стоит вдохновляться модными шлягерами о любви. Не берите сюжеты и образы оттуда. Сразу будет видно, откуда ноги растут, а вы ведь претендуете на оригинальность, не так ли?
Есть определённый набор рифм, избитых до такой степени, что для их нового применения требуется высокое мастерство: таковы, например, «кровь–любовь», «смерти–поверьте», «небо – не был»… Если вы не уверены, что говорите нечто совершенно оригинальное, избегайте их. Нет ничего хуже банального содержания в банальной же форме.
То же касается сравнений. Идея сравнить девушку с цветком вообще или розой конкретно неплоха, но избита до неприличия. С Венерой тоже не стоит – хотя бы потому, что у Милосской отбиты руки. Киска, котёнок, кошечка – обращения милые, но затёртые до невозможности. Не ленитесь, напрягайте фантазию!
Не дарите стихи человеку, которому будет неприятно их получить. Если это ваша бывшая девушка, которую вы уже заваливали своими виршами и рассчитываете вернуть ещё одним, не стоит стараться. Придумайте что-нибудь пооригинальнее.
Плохая идея – перечислять недостатки человека, несмотря на которые вы его любите. «Ты, конечно, хромой, уродливый, да и с мозгами у тебя не всё в порядке, но всё равно ты самый лучший» – как красиво ни срифмуй, всё равно стишок-то дрянь.
Не дарите человеку стихи, если никогда не писали стихов раньше. Тренируйтесь на кошках, а любимому надо показывать не только чувства, но и некоторое, хотя бы минимальное мастерство.
… а что можно и нужно
Мужчинам стоит более расписывать достоинства объекта обожания, женщинам лучше сосредоточиться на описании собственных чувств. Таким образом, и тем, и другим рекомендуется писать о женщине. Так уж сложились традиции мировой поэзии. Впрочем, если вам действительно есть что сказать о представителе сильного пола помимо того, что он неопрятен, слишком любит пиво и храпит, как конь, – милости просим.
Персонализируйте обращение! Соблазнительно, конечно, сделать текст «гуттаперчевым», универсальным, чтобы потом можно было «переподарить», но, согласитесь, это всё-таки маленькая подлость. Так что вставляйте в текст имя человека, обыгрывайте его фамилию, давайте понять, что это написано только ему – и никому больше.
Прекрасная идея – акростих: чтобы первые буквы строк складывались в имя любимого человека или какое-то обращение к нему. Можно написать просто сонет, это приятный подарок, но если по всем 14 первым строкам сверху вниз будет читаться «ЯЛЮБЛЮТЕБЯСАША», полный восторг Саши обеспечен, а там и до взаимности недалеко – если человек с такими талантами почему-либо не добился её до сих пор. Есть и более изощрённые варианты – например, брать в первой строке первую букву, во второй вторую и так далее.
Нехудо бы, конечно, владеть основными приёмами стихосложения – их иногда даже проходят в школе. Следует чувствовать ритм, уметь выражать свои чувства сколь-нибудь благозвучно. Неуклюжесть тоже может быть очаровательной, но вы же добиваетесь уважения, а не жалости? Если чувствуете, что не получается хорошо писать в рифму, спрячьтесь за изысканными восточными формами типа хайку: там надо просто уметь считать слоги, это проще.
* * *
Пишите стихи, и да придут к вам удача, деньги и слава! И не забудьте поучаствовать в нашем весеннем конкурсе четверостиший о любви!