31 декабря исполняется 150 лет со дня рождения знаменитого французского художника Анри Матисса. Его творческая карьера длилась почти 60 лет, за которые стиль его произведений успел несколько раз поменяться. Только одно оставалось прежним — мастерство передачи эмоций через цвет и форму. Наряду с Пабло Пикассо Матисса считают тем, кто больше всего повлиял на становление изобразительного искусства первой половины двадцатого века. Одним из первых, кто оценил его талант, был русский предприниматель Сергей Иванович Щукин, собравший в своем московском особняке целую комнату его работ. Среди них — знаменитый «Танец», из-за которого коллекционера за спиной называли сумасшедшим. Знаковые произведения Анри Матисса — в фотогалерее АиФ.ru.
«Посуда и фрукты» (1901). Ранние работы художника близки по духу к импрессионистам. В поисках своего стиля Матисс много исследовал произведения других художников, и, несмотря на весьма скромное финансовое положение, приобретал картины авторов, которыми восхищался. Большое влияние его на творчество, впрочем как и на многих художников того времени, оказал Поль Сезанн.
«Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905). Матисс пробовал работать в технике пуантилизма, для которого характерны раздельные точечные мазки, но довольно скоро отказался от него в пользу более широких, энергичных движений кисти.
«Вид Коллиура» (1906). Лето 1905 года Матисс провел в рыбацкой деревне на Средиземном море. Именно тогда произошел значительный поворот в его творчестве. Вместе с Андре Дереном Матисс создал новый стиль — фовизм.
«Красная комната» (1908). Когда фовисты впервые представили широкой публике свои работы, их яркость потрясла зрителей. Картины оставляли ощущение энергии и страсти и вызывали негодование у критиков. Так Камиль Моклер сравнивал их с горшком краски, брошенным в лицо общественности.
«Радость жизни» (1905-1906). Другой критик, Луи Воксель, в своей рецензии назвал живописцев дикими зверями (les fauves). Высказывание закрепилось и стало названием всего направления.
«Натюрморт с голубой скатертью» (1909). Однако скандалы только повысили рыночную стоимость работ Матисса, что позволило ему продолжить занятия живописью.
«Мастерская художника» (1911). После 1906 года мода на фовизм стала постепенно проходить, но это никак не повлияло на творческий рост самого Матисса. Многие из его лучших работ были созданы в период между 1906 и 1917 годами.
«Танец» (1910). В 1908 году Сергей Щукин заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: «Танец», «Музыка» и «Купание, или Медитация». Последнее осталось незаконченным, сохранились лишь наброски, а первые два являются сегодня, пожалуй, самыми узнаваемыми из всех работ Матисса.
«Вид из окна. Танжер» (1912). Матисс также был основателем частной школы живописи, которая получила название Академии Матисса.
«Портрет жены художника» (1913). В 1920-е годы имя художника приобрело всемирную известность. Его выставки прошли во многих городах Европы и Америки.
«Голубая обнаженная». В конце жизни из-за ухудшения здоровья он был вынужден упростить свой стиль. Он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (Papiers decoupes), которая давала ему возможность добиться нужного синтеза рисунка и цвета.
«Посуда и фрукты» (1901). Ранние работы художника близки по духу к импрессионистам. В поисках своего стиля Матисс много исследовал произведения других художников, и, несмотря на весьма скромное финансовое положение, приобретал картины авторов, которыми восхищался. Большое влияние его на творчество, впрочем как и на многих художников того времени, оказал Поль Сезанн.
«Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905). Матисс пробовал работать в технике пуантилизма, для которого характерны раздельные точечные мазки, но довольно скоро отказался от него в пользу более широких, энергичных движений кисти.
«Вид Коллиура» (1906). Лето 1905 года Матисс провел в рыбацкой деревне на Средиземном море. Именно тогда произошел значительный поворот в его творчестве. Вместе с Андре Дереном Матисс создал новый стиль — фовизм.
«Красная комната» (1908). Когда фовисты впервые представили широкой публике свои работы, их яркость потрясла зрителей. Картины оставляли ощущение энергии и страсти и вызывали негодование у критиков. Так Камиль Моклер сравнивал их с горшком краски, брошенным в лицо общественности.
«Радость жизни» (1905-1906). Другой критик, Луи Воксель, в своей рецензии назвал живописцев дикими зверями (les fauves). Высказывание закрепилось и стало названием всего направления.
«Натюрморт с голубой скатертью» (1909). Однако скандалы только повысили рыночную стоимость работ Матисса, что позволило ему продолжить занятия живописью.
«Мастерская художника» (1911). После 1906 года мода на фовизм стала постепенно проходить, но это никак не повлияло на творческий рост самого Матисса. Многие из его лучших работ были созданы в период между 1906 и 1917 годами.
«Танец» (1910). В 1908 году Сергей Щукин заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: «Танец», «Музыка» и «Купание, или Медитация». Последнее осталось незаконченным, сохранились лишь наброски, а первые два являются сегодня, пожалуй, самыми узнаваемыми из всех работ Матисса.
«Вид из окна. Танжер» (1912). Матисс также был основателем частной школы живописи, которая получила название Академии Матисса.
«Портрет жены художника» (1913). В 1920-е годы имя художника приобрело всемирную известность. Его выставки прошли во многих городах Европы и Америки.
«Голубая обнаженная». В конце жизни из-за ухудшения здоровья он был вынужден упростить свой стиль. Он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (Papiers decoupes), которая давала ему возможность добиться нужного синтеза рисунка и цвета.
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|