Александр Бенуа, русский художник и редкий знаток искусства, вдохновитель и лидер «Мира искусства», сыграл заметную роль в художественной жизни России, воспитав целое поколение молодежи своими уникальными научными и критическими статьями и книгами об искусстве. Александр Бенуа был среди тех, кто закладывал основы интернациональной славы русского балета и поднял театрально-декорационное искусство на новый уровень. Художник родился 3 мая 1870 года. В честь дня рождения мастера АиФ.ru собрал историю творческого пути Бенуа в его картинах.
Александр Бенуа был сыном известного российского архитектора Николая Бенуа и рос в атмосфере особого отношения к искусству. В 1894 году Бенуа окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но параллельно изучал живопись и рисовал, что позволило ему начать карьеру теоретика и историка искусства.
После путешествия по Франции (1996-1898) серией акварельных картин «Последние прогулки Людовика XIV» Бенуа заявил о себе как художник.
Прославляя красоту и величие архитектуры XVIII века, Бенуа создает великолепные пейзажи Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Также он становится одним из организаторов идеологов художественного объединения «Мир искусства».
©
Public Domain / Александр Бенуа «Петергоф. Большой каскад» (1901-1917)
В 1901 и 1902 годах Бенуа издал в двух выпусках получившую большую известность книгу «Русская живопись в XIX веке», а также начал издавать журнал «Художественные сокровища России». Одной из самых популярных книг для детей времен Бенуа была Азбука, созданная художником в 1904 году.
©
Public Domain / Александр Бенуа. Иллюстрация к букве «Ю» из «Азбуки» (1904)
С 1910-х годов все чаще на полотнах художника появляются люди. Бенуа создает картины «Петр I на прогулке в Летнем саду», «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907), «Фантазия на Версальскую тему» (1906), «Итальянская комедия» (1906). В это же время художник оформил оперу Вагнера «Гибель богов» в Мариинском театре и создал эскизы декораций к балету Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам.
В 1916-1918 годах художник создает иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
©
Public Domain / Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме «Медный всадник»
Бенуа так сильно увлекся балетом, что при его непосредственном участии Дягилевым в Париже в 1909 году была организована частная балетная труппа «Русские сезоны». Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и придумал оформление к нескольким спектаклям.
©
Public Domain / Александр Бенуа «Итальянская комедия. «Любовная записка» (1907)
Высоко оцениваются критиками декорации, сделанные Бенуа к балету Стравинского «Петрушка» в 1911 году.
©
Public Domain / Александр Бенуа. Эскиз костюма для балета Стравинского «Петрушка» (1911)
В 1918 году художник стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа и разработал совершенно новый план экспозиции музея.
В 1926 году Бенуа покинул СССР: художник не вернулся на родину из зарубежной командировки. Он жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже.
Александр Бенуа был сыном известного российского архитектора Николая Бенуа и рос в атмосфере особого отношения к искусству. В 1894 году Бенуа окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но параллельно изучал живопись и рисовал, что позволило ему начать карьеру теоретика и историка искусства.
После путешествия по Франции (1996-1898) серией акварельных картин «Последние прогулки Людовика XIV» Бенуа заявил о себе как художник.
Прославляя красоту и величие архитектуры XVIII века, Бенуа создает великолепные пейзажи Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Также он становится одним из организаторов идеологов художественного объединения «Мир искусства».
©
Public Domain / Александр Бенуа «Петергоф. Большой каскад» (1901-1917)
В 1901 и 1902 годах Бенуа издал в двух выпусках получившую большую известность книгу «Русская живопись в XIX веке», а также начал издавать журнал «Художественные сокровища России». Одной из самых популярных книг для детей времен Бенуа была Азбука, созданная художником в 1904 году.
©
Public Domain / Александр Бенуа. Иллюстрация к букве «Ю» из «Азбуки» (1904)
С 1910-х годов все чаще на полотнах художника появляются люди. Бенуа создает картины «Петр I на прогулке в Летнем саду», «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907), «Фантазия на Версальскую тему» (1906), «Итальянская комедия» (1906). В это же время художник оформил оперу Вагнера «Гибель богов» в Мариинском театре и создал эскизы декораций к балету Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам.
В 1916-1918 годах художник создает иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
©
Public Domain / Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме «Медный всадник»
Бенуа так сильно увлекся балетом, что при его непосредственном участии Дягилевым в Париже в 1909 году была организована частная балетная труппа «Русские сезоны». Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и придумал оформление к нескольким спектаклям.
©
Public Domain / Александр Бенуа «Итальянская комедия. «Любовная записка» (1907)
Высоко оцениваются критиками декорации, сделанные Бенуа к балету Стравинского «Петрушка» в 1911 году.
©
Public Domain / Александр Бенуа. Эскиз костюма для балета Стравинского «Петрушка» (1911)
В 1918 году художник стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа и разработал совершенно новый план экспозиции музея.
В 1926 году Бенуа покинул СССР: художник не вернулся на родину из зарубежной командировки. Он жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже.
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|