Цокот копыт, летящая во все стороны пыль. Мимо проносятся всадники в пестрых доспехах. Выкрикивая боевой клич, они один за другим стреляют из длинных луков. До российской столицы добралось ябусамэ: древнее японское боевое искусство, зародившееся ещё в далеком XII веке. Показательные выступления прошли в рамках «Недели Японии в Москве».
![фестиваль ябусамэ в москве](https://static1-repo.aif.ru/1/7a/1143311/dfedb17d3b06e279ab0b296cc04a64af.jpg)
«Если переводить с японского дословно, то ябусамэ — это „скакать на лошади“ и „стрелять“», — рассказывает Мацумото-сан, хранитель реликвий с экспозиции в колонном зале Центрального московского ипподрома.
На протяжении столетий ябусамэ применялось на войне, на охоте, было частью самурайских состязаний. Однако на данный момент оно сохранилось лишь в виде спортивного зрелища. Тем не менее ябусамэ и по сей день является одним из самых почтенных видов классического боевого искусства в Японии. Основателем Ябусамэ считается клан Огасавара, который до сих пор является хранителем традиций этого искусства. В Москву с мастерами стрельбы на скаку приехал Кийотада Огасавара: предствитель тридцать первого поколения дома основателей ябусамэ.
![фестиваль ябусамэ в москве](https://static1-repo.aif.ru/1/28/1143305/7d72ef6ecdc944c829aa9fbfbd6e1303.jpg)
«Наш дом Огасавара передает секреты ябусамэ из поколения в поколение уже на протяжении 850 лет. Вместе с сыном Киёмото мы преподаем это старинное искусство в школе „Огасавара-рю“».
![фестиваль ябусамэ в москве](https://static1-repo.aif.ru/1/02/1143310/19fc38e2a93bec70e5bcc7797fe338d8.jpg)
Сейчас в искусстве стрельбы (как и во всех японских искусствах) важен не только результат, пораженная мишень. Ключевым является также точное исполнение самого ритуала: как «боевой», так и религиозной его части. Перед каждым выстрелом (пока достают стрелу и натягивают тетиву) лучники выкрикивают специальный клич. По словам господина Огасавары, он состоит из слова «Ин» (в переводе — «тень») или «Ё» («солнце»). Причем «Ин» выкрикивают женщины, а «Ё» — мужчины.
![фестиваль ябусамэ в москве](https://static1-repo.aif.ru/1/4a/1143314/f12ae36c012888b2266a32a174cc46f6.jpg)
И если само искусство и стрелки на выступлениях были японскими, то лошади — наши, российские. Дело в том, что возить по всему миру для показательных выступлений (за тысячи километров от дома) своих лошадей для японских мастеров невероятно дорого и хлопотно, практически нереально. Поэтому устраиваются выступления на лошадях, предоставляемых местными организаторами. Как рассказал господин Огасавара, японские специалисты приезжают на ипподром заранее, чтобы за несколько дней обучить лошадей правильному поведению и японскому языку. Во всяком случае, подаваемым на нем командам, потому что подавать команды на другом языке не позволяет опять же важнейший ритуал. Все остальное — луки и костюмы — японцы всегда возят с собой.
Кстати, костюмы и доспехи как дань традиции те же самые, что использовались еще в XII веке. Набор амуниции мастера ябусамэ включает в себя большую бамбуковую шляпу (защита от солнца), сами доспехи (их цвет воин может выбрать самостоятельно, но считается, что чем темнее доспехи, тем опытнее воин), лук, стрелы и седло. Причем мастера ябусамэ используют седла, изготовленные три-четыре века назад. Считается, что мастерство изготовителей седел с той поры сильно упало, традиция почти утеряна. Поэтому тщательно хранятся и аккуратно используются сохранившиеся седла.
![фестиваль ябусамэ в москве](https://static1-repo.aif.ru/1/1c/1143313/a6b5f5137ae0bcc499290edf220e0203.jpg)
Посмотреть на выступления мастеров пришло несколько тысяч человек. Опоздавшим с трудом приходилось искать место, чтобы посмотреть уникальную демонстрацию.
![фестиваль ябусамэ в москве](https://static1-repo.aif.ru/1/6d/1143306/76e8fccbc3780c63ae988c4874afb418.jpg)
Как оказалось, многие из зрителей — страстные поклонники японской культуры, которым о ябусамэ уже давно известно. «Я люблю Японию, лошадей и немного говорю по-японски, и это отличная возможность улучшить языковые навыки», — рассказывает Ная.
![фестиваль ябусамэ в москве](https://static1-repo.aif.ru/1/2d/1143309/bb3a03c07839794660a8f434c20f5a85.jpg)
Но есть и те, кто только начал проникаться особенностями японской культуры. «Мы живем здесь рядом и ни разу не были на ипподроме, а тут ещё зрелищное мероприятие, сразу стало интересно», — говорит москвичка Наталья.
![фестиваль ябусамэ в москве](https://static1-repo.aif.ru/1/e8/1143308/0a109e15abc7fc533e86d1436fad0ae8.jpg)
Для того чтобы привлечь внимание к такому старинному, но лишь недавно ставшему доступным виду спорта, ученики школы Огасавара выступают в разных странах. Им удалось побывать в Лондоне, Париже и Хельсинки. На этот раз уже в Москве они стремятся зародить интерес к традиционному искусству в рамках Года Японии в России.
![фестиваль ябусамэ в москве](https://static1-repo.aif.ru/1/fc/1143320/534301067f07874ae12909f68473f778.jpg)
В конце выступления японские мастера поразили новичков тем, что, выстроившись, синхронно подняли ноги. Оказывается, это традиционный знак уважения и благодарности московским зрителям, которые приветствовали выступающих аплодисментами.