Примерное время чтения: 6 минут
348

По Великой степи. Открылась выставка «Дикое поле. В вечном движении»

София Федина / АиФ

9 апреля в Государственном историческом музее открылась выставка «Дикое поле. В вечном движении», посвященная взаимодействию России с кочевым миром Великой степи.

«Дикое поле» — область причерноморских и приазовских степей по сторонам от Днепра, но кураторы выставки не ограничились конкретными географическими границами. Используя этот термин как метафору, они предлагают изучить особенности воинственного и мирного взаимодействия оседлого и кочевого населения на территории степей всей Северной Евразии, раскрыть многогранный образ кочевого мира Великой Степи.

«При слове „кочевник“ каждый представляет грозного всадника, вооруженного луком и стрелами. Этот образ существует в воображении современного человека в ореоле рассказов о былом могуществе и жестоких завоеваниях кочевых народов, а также о великих империях, которые они создавали на бескрайних степных просторах Северной Евразии. Скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы, монголы на протяжении тысячелетий наводили страх на население соседних государств, завоевывая, грабя или вовсе уничтожая их города и поселения. Однако все это осталось в прошлом. Выставка раскрывает кочевничество не как отжившее свое явление прошлого и не только как воплощение степной разрушительной силы, но как источник особой энергии и динамики, исконно присущих человеку и столь необходимых ему в настоящем и будущем», — рассказал генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Пронзительную хрупкость когда-то сильного и воинственного кочевого мира Великой степи отразил в своих работах знаменитый бурятский скульптор Даши Намдаков, создавший оригинальную работу специально для выставочного проекта.

Фото: АиФ/ София Федина

В культурном диалоге

Еще один стереотип, связанный с распространенными представлениями о кочевниках, вызван убежденностью в их культурной бедности, нецивилизованности и технологической отсталости. Но многолетние археологические раскопки, этнографические исследования, аналитические работы историков и искусствоведов показали, что это не так. Например, столь знакомые всем предметы, как седло, стремена, брюки и сапоги, изобрели именно покорители степей. На протяжении многих столетий воинственные номады способствовали развитию военного дела, дипломатии и торговли у оседлых жителей Старого Света, постепенно внедряясь во все сферы жизни средневековых государств.

Сохранилось немало свидетельств того, что и сами кочевые народы интегрировали в свою культуру достижения окружающего их мира. Они перенимали все новшества оседлых цивилизаций, любили красивые одежды, утварь и роскошное оружие. Многие вожди степных культур, ханы и беки получали высокое положение при дворе в крупных государствах, а их дочери становились женами князей и королей, простые воины в качестве наемников пополняли многочисленные армии Венгрии, Византии, Руси, а позже и России. Многоголосый культурный диалог обогащал оседлое и кочевое население Евразии. Россия также постоянно находилась в контакте с кочевниками. В этом ее уникальность: в Европе нет другой страны, которая бы на протяжении всей своей истории взаимодействовала с кочевым миром.

Фото: АиФ/ София Федина

Уникальные археологические памятники в одной выставке

Несмотря на то, что европейские путешественники, дипломаты и купцы были прекрасно осведомлены о том, что Московия являлась оседлым православным и земледельческим государством, их намеренные отсылки к образам кочевников стали частью стереотипного представления об азиатской идентичности России. Кем же на самом деле были номады в контексте истории нашей страны: воплощением разрушительной силы, врагами, соперниками, торговыми и политическими партнерами, «своими» или «чужими»?

В поиске ответов на эти вопросы авторы выставки предлагают зрителям совершить путешествие во времени, по-новому открыв для себя далекий мир кочевых народов. Выставка в Историческом музее впервые объединит уникальные археологические памятники, произведения ювелирного искусства, оружие, доспехи, одежду, предметы быта кочевых племен, населявших территории Северной Евразии с III тыс. до н. э., гравюры, рисунки, фотографии, произведения живописи и скульптуры XVIII — начала XXI в. из различных музейных и частных собраний нашей страны.

В выставке принимают участие крупнейшие музейные собрания России — Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Кунсткамера, Государственный музей Востока, Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Ростовский областной музей краеведения.

Цифровой кочевник

Специальный раздел экспозиции позволит посетителям совершить путешествие во времени и пространстве вместе с соцсетью LOOKY. Путь сквозь времена начнется при помощи искусственного интеллекта. Благодаря нейросети каждый посетитель сможет создать свой уникальный портрет в образе цифрового кочевника, загрузив свои селфи в специальный раздел «Нейроаватары» и выбрав аватар #Кочевник. Продолжить погружение в историческое прошлое наших предков поможет VR. Стоит только надеть специальные очки, и перед вами распахнется пространство кочевой юрты. Здесь посетители послушают эпос у костра, сыграют на виртуальных инструментах кочевых народов и познакомятся с их верованиями. Финальной точкой экспозиции станет возможность получить свой личный цифровой тотем, а вместе с ним и его силу, и напутствие от древних духов.

«Современный глобальный мир столь же подвижен, как степные просторы Евразии. Многие люди, как и кочевники прошлых эпох, стремятся к свободе перемещений, к миру без границ. Интернет расширил Великую Степь, став бесконечным пространством для познания и самовыражения. Мы кочуем от странички к страничке и от тренда к тренду. Луки и стрелы превратились в мобильные гаджеты, с помощью которых можно попасть в сердце аудитории. Многотысячные армии стали армиями подписчиков. Завоевания — лайками и комментариями. Да, человек не может в один момент пересечь тысячи километров и вернуться во времени на сотни лет назад. Но у нас есть современные технологии передачи данных, нейросети, виртуальная реальность. Специально для Государственного Исторического Музея команда соцсети создала экспозицию „Цифровой кочевник“! Здесь вас ждет цифровое путешествие в Великую Степь. Вы создадите свой уникальный нейроаватар кочевника при помощи искусственного интеллекта и погрузитесь в VR-пространство кочевой юрты. А в финале получите цифровой тотем — предсказание судьбы от могущественных степных духов», — говорит креативный директор соцсети Артём Коновалов.

К выставке подготовлено издание, авторами которого выступили лучшие специалисты ведущих музеев России.

Выставка продолжит свою работу до 9 сентября 2024 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах