Примерное время чтения: 8 минут
660

«Это душа народа». В Казахстане отметили День домбры

Сюжет Казахстан сегодня
Фото из архива Айгуль Улкенбаевой

В минувшее воскресенье в Казахстане отметили национальный День домбры. С праздником казахстанцев поздравил президент Касым-Жомарт Токаев. На своей странице в соцсети он написал, что этот древний музыкальный инструмент символизирует душу казахского народа, его традиции и культуру.

«Возвышая дух и славу нации, домбра стала нашим бесценным достоянием и национальным символом. Сделаем всё возможное для популяризации домбры», — призвал соотечественников глава Казахстана.

День домбры был учреждён специальным Указом 13 июня 2018 года и отмечается ежегодно в первое воскресенье июля. Новый государственный праздник учреждён для «дальнейшей консолидации общества вокруг идеи сохранения и возрождения национальной культуры и идентичности».

Корреспондент «АиФ» побеседовала с заслуженной артисткой Республики Казахстан, казахской домбристкой, кюйши, лауреатом Государственной молодёжной премии «Дарын», профессором Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, почётным членом жюри, председателем комиссии на крупных республиканских и международных конкурсах Айгуль Улкенбаевой.

Фото из архива Айгуль Улкенбаевой

Татьяна Романенкова, aif.ru: — Айгуль Наримановна, президент Казахстана назвал домбру национальным достоянием и символом страны. Что, по-вашему, для казаха домбра?

Айгуль Улкенбаева:  Домбра — это душа. Домбра — это история. Домбра — это для казаха — всё. Это не просто музыкальный инструмент, а духовная составляющая нации, «нағыз қазақ-қазақ емес, нағыз қазақ домбыра». Казах и Домбыра — это одно целое.

 Как отмечают национальный День домбры в Казахстане?

— С каждым годом этот праздник отмечают все масштабнее. В каждой области на улицах и площадях люди с инструментами выходят на улицы, собираются и играют оркестрами. Проходят не только организованные концерты, но и люди сами выходят на улицы. Вчера мы дали в Астане большой концерт, там был интернациональный номер — все музыканты были разных национальностей. Сначала все играли на домбре по отдельности, потом все вместе с оркестром в финальном номере. Те, кто умеет играть, собираются вместе и играют. Домбра всех объединяет.

Фото из архива Айгуль Улкенбаевой

 Популярно ли в Казахстане обучение игре на домбре?

— В Казахстане игре на домбре учат повсеместно. Сейчас президент дал поручение, чтобы во всех общеобразовательных школах открыли кружки по игре на домбре. Государство помогает, на каждого ребёнка выделяются деньги, которые можно потратить на обучение. То есть открыты частные студии, где дети могут обучаться игре на домбре, а государство даёт дотации на это. С одной стороны, это даёт людям работу, с другой — дети бесплатно обучаются.

 Как и где вы начали учиться игре на домбре?

— Сколько себя помню, я играю на домбре. С трёх-четырёх лет, с тех пор, как я ходила в садик, я уже играла. У нас творческая семья. Отец был разносторонним человеком, он умел хорошо играть и петь. Он — выдающийся казахский домбрист, певец, кюйши, композитор. Заслуженный деятель республики. Ещё в те времена, когда мы жили в сельской местности, он был режиссёром народного театра, руководил оркестром. Я помню, что пошла в первый класс и уже сидела в рядах оркестра. Нога не доставала до пола, но я уже играла. Есть архивные фотографии, где это видно. У нас в ауле не было музыкальной школы. Когда мы переехали в районный центр, директор музыкальной школы лично приходил ко мне и просил прийти учиться уже по нотам. После 8-го класса я приехала в музыкальный колледж им. Чайковского в Алма-Ату. Это — республиканское музыкальное училище. Закончила его с отличием, поступила в консерваторию, потом стажировалась. После второго курса колледжа меня взяли в состав Государственного академического коллектива им. Курмангазы. Это был самый престижный оркестр нашей республики, единственный профессиональный в те годы.

Фото из архива Айгуль Улкенбаевой

 Вы преподаете в консерватории. Насколько охотно студенты идут обучаться на домбре?

— Очень охотно. Всегда на одно место конкурс три-четыре человека. Гораздо меньше студентов идёт учиться на трубу, скрипку или на флейту. Наш национальный инструмент очень востребован.

Кроме студентов, обучаю играть на домбре своих племянников-двойняшек. Им 10 лет, и они уже играют на домбре.

Фото из архива Айгуль Улкенбаевой

 Как часто вы бываете с концертами в России? Как вас принимают? Знаю, что в рамках Дней Казахстана в России в сентябре прошлого года в Дома музыки был большой концерт.

— Да, мы приезжали по линии сотрудничества министерств культуры Казахстана и России. Народная музыка и традиционное национальное искусство везде принимается очень тепло. Не только музыка, но и национальные костюмы, украшения — всё это в совокупности оставляет огромное впечатление. В сентябре 2022-го в московском международном Доме музыки состоялся грандиозный концерт, посвящённый столетнему юбилею Розы Баглановой. Для нас было большой радостью выступать в московском международном Доме музыки на концерте, посвящённом её юбилею. В Москву я привезла и инструментальное произведение — кюй Толегена Момбекова «Салтанат» в сопровождении рояля.

В рамках дней культуры Казахстана в России наши концерты также прошли в Астрахани и Казани. Там мы представляли народную музыку, были организованы прямые телетрансляции и эфиры. У нас остались очень приятные и тёплые впечатления. Мы, как артисты, давно так творчески не общались, не выезжали из-за эпидемии ковида, поэтому для нас это был настоящий творческий прорыв. Кроме того, мы видим, что своим творчеством и своей энергией мы заряжаем зрителей, а они — нас. Когда тебя встречают и провожают овациями — это просто окрыляет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах