Зачем нужны педали на пианино и рояле?
Фортепиано было изобретено в начале XVIII века, но педали инструмента стали использоваться лишь к концу этого столетия. Педаль (от лат. pedalis — «ножной») — это деталь рычажкового устройства, которое управляется ногами. В современном инструменте присутствуют две или три педали. Эти механизмы влияют на характеристики звучания: продолжительность, тембр, а также динамику.
Для чего используется правая педаль?
Правая педаль, она же демпферная, используется пианистами чаще, чем две другие. Она поднимает сразу все демпферы: подушечки в устройстве каждой клавиши, которые заглушают звук после того, как музыкант убирает с них руки. Таким образом, при нажатии педали действие демпферов прекращается, что помогает сгладить контраст между началом звука в момент удара молоточка по струне и его затухающим остатком. Помимо этого, все остальные струны инструмента при нажатии правой педали также начинают вибрировать и становятся вторичным источником звука.
Изначально для поднятия демпферов использовались рычаги: сначала — ручные, а затем — коленные. Конструкцию педали, которая приподнимала сразу все демпферы, в 1781 году изобрел английский мастер Адам Бейер. В 1782 году английский фабрикант Джон Бродвуд запатентовал ножную педаль, и с 1780-х годов она стала активно применяться в инструментах большинства фортепианных фирм.
Зачем нужна левая педаль?
Левая педаль называется сдвигающей. В роялях она сдвигает все молоточки вправо, так что вместо трех струн они начинают ударять только по двум. На пианино нажатие левой педали приводит к тому, что молоточки приближаются к струнам и их размах при ударе уменьшается. В обоих случаях это приводит к изменению окраски звука и уменьшению его громкости. Поэтому левую педаль также называют «Пиано» (с итал. piano — «тихо»).
Прототипом левой педали стал ручной рычаг, сдвигающий механизм вправо, который в 1726 году продемонстрировал изобретатель фортепиано Бартоломео Кристофори. Новшество позволяло оставить в зоне действия молоточка только одну струну, отсюда и пошло обозначение una corda (или U.C., с итал. — «одна струна»). Впоследствии использование этого выражения в нотах стало обозначать, что музыканту необходимо применить левую педаль.
С какой целью применяют среднюю педаль?
Среднюю педаль также называют третьей, так как исторически она была добавлена в конструкцию инструмента последней. Сегодня эта педаль чаще всего отсутствует у пианино, но присутствует у большинства роялей. Между тем музыканты намного реже используют среднюю педаль в отличие от двух других.
Средняя педаль называется задерживающей (sostenuto). Она служит для избирательного поднятия демпферов. Педаль блокирует устройства, которые до ее нажатия находились в поднятом состоянии. Таким образом, эти демпферы остаются поднятыми до снятия педали, а остальные продолжают работать как обычно.
Как и правая педаль, средняя может использоваться для legato, но при этом она не обогащает звучание вибрацией остальных струн. Чаще всего она применяется для задержки басовых нот, подобно органной педали.
В СССР также изготавливались пианино, в которых на шторку прикреплялись металлические «пятачки», ударяющие по струнам в момент нажатия клавиши. В итоге звук получался металлическим, напоминающим клавесин.