Возвращение государя. «Иван Грозный и сын его Иван» снова в Третьяковке
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».Государственная Третьяковская галерея
В основную экспозицию Государственной Третьяковской галереи вернулось знаменитое полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которое может считаться самой многострадальной картиной галереи. Вандалы на него нападали дважды — в 1913 и 2018 годах.
Последнее нападение, совершённое в мае 2018 года, надолго вывело картину из строя. Напомним — тогда безработный Игорь Подпорин за несколько минут до закрытия залов галереи нанёс по картине несколько ударов металлической стойкой ограждения. Удары пришлись на центр картины, стекло разбилось в трёх местах, и холст был трижды прорван его осколками.
За 105 лет до того, в январе 1913 года, иконописец Абрам Балашов также нанёс картине три удара. Но ножом, причём длинные разрезы пришлись на лица главных героев полотна. Тогда картину восстановили на удивление быстро — уже через несколько месяцев она снова была представлена в галерее. Однако и сам холст был сравнительно молод — работу над картиной Репин начал в 1883 году. И восстановлением полотна, которое казалось безнадёжно испорченным, занимался сам автор работы.Сейчас времени для реставрации понадобилось гораздо дольше. Что вполне объяснимо — требовалось не только залатать холст и восстановить красочный слой, но и «оживить» картину, с которой был снят «многодельный пирог» в виде осетрового клея и лака, которые затемняли живопись.
Однако просто вернуть картину в постоянную экспозицию сотрудникам Третьяковки показалось мало. И было решено сделать фокус-выставку, где помимо собственно шедевра Репина была бы представлена вся его история. Которая включает в себя не только эти два нападения, но также реакцию на картину власти и публики, этапы реставрации, и, что самое интересное, раскрывает процесс создания картины. Эскизы Ильи Репина, а также архивные материалы, хранящиеся в Третьяковской галерее, позволяют, грубо говоря, заглянуть за холст и понять, как и почему художник пришёл именно к такой трактовке одного из самых трагичных и самых спорных сюжетов отечественной истории. Выставка открывается 18 декабря и продолжит работу до 2 ноября 2025 г.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.