Примерное время чтения: 8 минут
290

Передвижной состав. Как шесть художников подорвали монополию на искусство

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Ми между прошлым и будущим 20/11/2024
Алексей Саврасов, Владимир Шервуд, Илларион Прянишников, Василий Перов, Григорий Мясоедов, Лев Каменев.
Алексей Саврасов, Владимир Шервуд, Илларион Прянишников, Василий Перов, Григорий Мясоедов, Лев Каменев. Коллаж АиФ

155 лет назад, 23 ноября 1869 года, на бумагу легли слова, которым будет суждено до неузнаваемости изменить культурное поле России и в значительной мере способствовать развитию нацио­нальной идентичности.

«Все мы, здесь подписавшиеся, сошлись на одной мысли о пользе выставки, где распорядителями были бы сами авторы выставляемых картин, на свой страх и свою выгоду».

«Здесь подписавшиеся» – шесть московских художников – Василий Перов, Лев Каменев, Алексей Саврасов, Владимир Шервуд, Илларион Прянишников, Григорий Мясоедов. Они во главе с Мясоедовым решили объединиться со столичными коллегами и предложить им новый формат сотрудничества. Который, если честно, проходил на грани фола, поскольку подрывал госмонополию на изобразительное искусство. Создание Товарищества передвижных художественных выставок у нас долгое время описывалось как переворот исключительно в живописи – дескать, вместо перепевов западного искусства «демократически настроенные художники» выдали некий «критический реализм», показавший «правду жизни». Как это часто бывает, следствие здесь перепутано с причиной. Причина и главная цель была в том, чтобы разорвать порочный круг, в котором мыкались художники. Состоял он в том, что вся художественная жизнь страны была, по сути, замкнута на Императорскую Академию художеств. Ей же принадлежала единственная выставочная площадка. Монополист диктовал свои жёсткие правила – требования их поменять приравнивались чуть ли не к бунту.

«Товар» перевозится

Однако законами и реалиями тех лет прямо поощрялось создание торговых и промышленных товариществ – правительство Александра II было заинтересовано в частной инициативе, которая должна была оживить экономику путём здоровой конкуренции. Именно поэтому для нового объединения художников был избран формат товарищества, целью которого было извлечение прибыли, а средством – «всякого рода полезные и общему благу непротивные по торговле, по застрахованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности».

Сравним этот фрагмент статьи из «Свода гражданских законов» с проектом, который предложил Мясоедов: «Основание Товарищества подвижной выставки имеет целью: доставление обитателям провинций возможности следить за успехами русского искусства. Этим путём Товарищест­во, стараясь расширить круг любителей искусства, откроет новые пути для сбыта художественных произведений». Попадание стопроцентное. Товар в виде картин производится? Да. Перевозится? Да. Штука эта «общему благу непротивная»? Нет, конечно. Но главное – это не витание в облаках, а предприятие, нацеленное на извлечение прибыли. Чистая коммерция, никакого бунта и революции. Кстати, передвижники коммерции не стеснялись и не кричали о каком-то там «чистом искусстве», которое, дескать, вне рынка. Вот слова участника первой передвижной выставки Василия Перова, образцового «печальника горя народного», как его иной раз представляют: «Мясоедов совершенно справедливо сказал: «Отчего сами художники не собирают доходов со своих трудов?» Многим понравилась мысль его, и составилось Товарищество. Никаких же гуманных иллюзий и патриотических чувств совсем и не было: они бы вытекали сами собой из простого действия Товарищества». Золотые слова. Но была реальная возможность, что проект «не взлетит», поскольку вроде как нет целевой аудитории.

Василий Перов. «Портрет А. Н. Островского» , 1871 г.
Василий Перов. «Портрет А. Н. Островского» , Фото: репродукция

Чистого барыша – 23 процента на рубль

«Спрос определяет предложение» – это аксиома экономики. Здесь всё шло от обратного: будет предложение, может, появится и спрос. Дело было рискованным. И потому первая передвижная выставка шарахнула сразу из всех стволов, выдав широчайший ассортимент произведений высочайшего уровня. Пейзаж? Вот Алексей Саврасов и «Грачи прилетели». Портрет? Извольте – самый модный драматург того времени Александр Островский кисти Василия Перова. Историческое полотно? Николай Ге с картиной «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Бытовой жанр? Снова Перов со своими «Охотниками на привале»…

Николай Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 г.
Николай Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 г. Public Domain

Успех был феноменальным. Первая выставка длилась 11 месяцев, посетив главные русские города – Петербург, Москву, Харьков и Киев, – в общей сложности посмотреть картины пришли более 30 тыс. человек, что по тем временам невероятно. Но ещё более невероятным был успех коммерческий, что доказывает отчёт Товарищества: «Художественных произведений было выставлено на сумму 29 690 руб. серебром, из них продано на 22 910 руб., не считая фотографий, проданных на 824 руб. 50 коп., рисунков на 91 руб. и гравюр крепкой водкой на 45 руб.». Обратим внимание – художники, продавшие свои картины, озолотились. А что же остальные, у кого не купили ничего? Они тоже не были обижены. Во-первых, 5% с каждой проданной картины шло в фонд Товарищества. Во-вторых, билеты тоже продавались, что принесло доход 4387 руб. 45 коп. И он «был распределён между экспонентами согласно уставу». О коммерческом успехе предприятия писал и художник Иван Крамской: «Выставка дала чистого барыша, который выдаётся теперь, 23 процента на рубль». Прибыль, конечно, не 300%, как при строительстве железных дорог, но тоже очень неплохая, учитывая дебют.

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 г.
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 г. Public Domain

Не богема, а деловые люди 

Однако главное состояло в другом. Во-первых, художники, которые ещё вчера почитались за богему и пьянь, неожиданно превратились в деловых людей, став в некотором смысле ровней предпринимателям. Во-вторых, их стартап создал тот самый рынок – русские сюжеты оказались понятны и нужны тем, кто готов был платить за картины. А те, кому полотна были не по карману, могли купить билеты, ощутить причастность к высокому и ждать следующей выставки. Возникали интерес и потребность в искусстве, причём в искусстве новом, современном, актуальном. Между прочим, это педалировали и сами передвижники, не делая секрета из своих правил: «Картины, долженствующие составить выставку, должны быть написаны для неё». То есть всякий раз – новые полотна. Художник, не представивший к следующей выставке картины с пылу с жару, автоматически исключается из товарищества. Жёстко? Да. Но именно так создаётся рынок – за счёт дерзости и новизны, за счёт постоянного удерживания взятой планки и подогревания интереса к своей продукции…

Григорий Мясоедов. «Страдная пора. Косцы», 1887 г.
Григорий Мясоедов. «Страдная пора. Косцы», 1887 г. Фото: репродукция

Итог, в общем, известен – последняя треть XIX столетия прошла под знаком передвижников, которые, собственно, и стали русской живописью в её силе и славе.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах