Примерное время чтения: 7 минут
1822

Оскар под бульдозером. Как власти СССР боролись с художниками

К современному искусству советские власти постсталинской эпохи долго относились, мягко говоря, с недоверием. Художников, творивших вразрез с официальным курсом, с легкостью выгоняли из художественных училищ, не принимали в соответствующий Союз, запрещали их выставки – в общем, всячески мешали заниматься искусством. Из этих гонений в 50-е годы появилось неформальное творческое объединение «Лианозово», названное по станции Савёловской железной дороги, рядом с которой жил Оскар Рабин – художник-авангардист, один из организаторов и вдохновителей группы единомышленников. Рабин с женой, Валентиной Крапивницкой (она была дочерью его учителя Евгения Крапивницкого), жил в бараке в поселке Севводстрой, но туда хорошо знали дорогу жившие в Москве и интересующиеся запрещенным советским искусством иностранцы. В «Лианозово» входили не только художники, но и другие люди творческих профессий, не признанные официальной властью.

Впрочем, до поры до времени «Лианозово» подвергалось критике в очень мягкой форме. Их не разгоняли, не судили, не сажали. Между тем оттепель заканчивалась, в «Манеже» на выставке «30 лет МОСХа» Хрущев уточнял у Эрнста Неизвестного его сексуальную ориентацию; в одном месте уничтожали экземпляры «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана, в другом – безжалостно резали фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича» и клали на полку «Комиссара» Александра Аскольдова. До «Лианозово» руки у властей дошли только в начале 70-х, когда художники осмелели настолько, что решились предъявить своё искусство массовому зрителю. То есть организовать выставку.

Конечно, «лианозовцы» и раньше не сидели тише воды, ниже травы. В 1967 году Рабин и его друг, коллекционер Александр Глезер, подготовили выставку в одном из клубов на востоке Москвы, но экспозиция была закрыта через два часа. После этого появилась идея выставлять работы на открытом воздухе – компетенция МОСХа (Московская организация Союза художников) касалась лишь закрытых помещений, и запретить подобное времяпрепровождение чиновники не могли при всем желании. Впрочем, Рабин и его товарищи понимали, что просто так провести вернисаж не получится – будут какие-то санкции, и, возможно, некоторые работы будут утрачены. Кроме того, именно тогда начались гонения на диссидентов, люди получали реальные тюремные сроки – а организация не совсем законной выставки вполне могла закончиться чем-то подобным.

Но в 1974 году «Лианозово» решилось. Местом проведения было выбрано поле неподалеку от пересечения улиц Островитянова и Профсоюзной – сейчас там, конечно, всё застроено, а тогда было где развернуться. При этом Рабин формально действовал по закону и получил у Моссовета разрешение на показ картин; городские власти, конечно, разрешение дали – не было повода для отказа, но настоятельно рекомендовали ничего не делать. «Лианозовцы», разумеется, не послушались.

Пригласительный билет на Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе, 1974 год
Пригласительный билет на Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе, 1974 год Фото: Commons.wikimedia.org

«Бульдозерная выставка» – схватка доведенных до отчаяния художников с властью. Художники не знали, что делать, где выставляться. Власть не знала, что делать с этими авангардистами. После упорных «боев» для создания выставки был предложен пустырь на окраине Москвы, подальше от народа», – вспоминал в интервью АиФ один из членов «Лианозово» и участник той выставки, художник Владимир Немухин.

Всего в вернисаже приняли участие около двадцати человек; кто-то отказался выставляться, полагая, что ничем хорошим это не закончится. Формально так и было – еще до открытия выставки был задержан (но вскоре отпущен Оскар Рабин), сама выставка продолжалась около двух часов и была уничтожена физически: власти пригнали на этот пустырь поливальные машины и бульдозеры, с помощью которых экспозиция была разрушена – под предлогом благоустройства этого уголка Москвы.

«Нас разогнали самым хамским и варварским образом. Пожарные брандспойты, бульдозеры, «воронки». Чудом не пострадал Оскар Рабин, который прыгнул под бульдозер, чтобы выхватить свою картину», – вспоминал Немухин.

Картина Оскара Рабина «Бани» (1966 г.) представлена в Государственной Третьяковской галерее в рамках проекта «Потерянные шедевры русского искусства из частных американских коллекций».
Картина Оскара Рабина «Бани» (1966 г.) представлена в Государственной Третьяковской галерее в рамках проекта «Потерянные шедевры русского искусства из частных американских коллекций». Фото: РИА Новости/ Сергей Пятаков

Шуму, правда, эта двухчасовая экспозиция наделала много. Картины успели посмотреть около полутора тысяч человек, среди которых были иностранные дипломаты и журналисты из западных СМИ. Жестокий разгон вроде бы разрешенной художественной акции вызвал вал справедливой критики советских властей с Запада и немного смягчил их позицию – тогда лидеры партии и правительства прислушивались к тому, что о них говорили за рубежом и могли в определенных пределах корректировать свою линию. Например, уже в конце сентября 1974 года выставка авангардистов в Москве всё же состоялась (она была организована в Измайловском парке) и прошла без бульдозеров.

«Тупое хамство властей вышло им тогда боком, – уверен Немухин. – Получился скандал на весь мир».

Через некоторое время почти все «лианозовцы» уехали из СССР; Рабина с женой вообще в 1978 году лишили советского гражданства (его восстановили им в 1990 году, но они толком не вернулись, так и жили в Париже). Но неофициальному искусству, которое получило столь скандальную известность благодаря «бульдозерной выставке», удалось пережить и СССР, и всех, кто считал, что «этих авангардистов» надо «тащить и не пущать». Сейчас работы художников группы «Лианозово» широко представлены на мировых аукционах Sotheby’s и Christie’s, они находятся в коллекциях крупнейших музеев мира и известны, пожалуй, больше, чем многие картины мастеров социалистического реализма.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах