В Мурманске прошла выставка картин заслуженных художников России, мастеров постимпрессионизма Андрея Захарова, Николая Буртова, Андрея Селенина и Михаила Салмова, которые при поддержке компании «ЕвроХим» и Мурманского морского торгового порта отправились в удивительное путешествие по Кольскому краю. В скором времени их этюды можно будет увидеть в Выставочном зале Академии художеств России.
Записки странников
Ковдор — небольшой промышленный город, расположенный практически на границе с Финляндией. До недавнего времени это был медвежий угол, в который заманить туриста было практически невозможно. Однако три года назад появилась идея сделать из него столицу Гипербореи, и это сработало! Теперь Ковдор — место притяжения творческих людей: в разное время сюда приезжали российские писатели–фантасты, искатели приключений и именитые художники.
Надо сказать, история русских пленэров на Севере началась в XIX веке. На Кольский полуостров приезжали Константин Коровин, Валентин Серов, Альберт Бенуа.
«Все помнили слова Коровина о том, что на Кольском полуострове уникальное серебристое освещение, в поисках которого совсем не обязательно ехать в Норвегию. Это можно увидеть здесь, на Русском Севере — на Мурмане. Традиция продолжается по сей день», — рассказала «АиФ» искусствовед, директор Мурманского областного художественного музея Ольга Евтюкова.
Путешествие академиков Российской академии художеств получило название «Гиперборейский травелог». «Травелог» в переводе с английского означает «записки путешественников во время странствий». Последователи постимпрессионистской школы тоже написали свои заметки, только не буквами, а мазками.
«Тема пленэрной живописи на Севере была несколько забыта. Сейчас происходит возрождение русского импрессионизма — живописи на открытом воздухе, — рассказал руководитель творческой бригады художников, заслуженный художник России, академик Российской академии художеств Андрей Захаров. — Мы работали на природе. Ветреная погода иногда срывала этюдник, однажды, когда мы стояли на мосту, он даже чуть не упал в реку. Пару кисточек я, конечно, потерял в воде».
От этюда до картины
За неделю работы на Кольском полуострове четверо художников успели написать три десятка полотен.
«Это всё этюды, надеюсь, мы сможем увидеть и картины. Как известно, от этюда до картины путь не всегда прямой. Манера московской живописной школы — быстрая, красивая, рельефная — это всё очень интересно», — призналась Ольга Евтюкова.
Помимо зарисовок из жизни Русской Лапландии: оленей, саамской девочки (саамы — коренной народ Севера, — Ред.), на выставке можно увидеть редкий сегодня индустриальный пейзаж.
«Побывать на комбинате — незабываемо! Это не экскурсия, а целое событие: масштабы и техника поражают. На промплощадке мы написали по этюду!» — рассказал заслуженный художник России Николай Буртов.
Особое внимание — людям труда. Заслуженный художник России Михаил Салмов написал портрет ветерана производства Виктора Будакова.
«Академики — настоящие профессионалы, которые подмечают малейшую деталь в природе Севера и, конечно, в наших людях, — сказал глава Ковдорского района Сергей Сомов.
Русский Север — красочный, многоцветный, очень активный.
«На выставке можно увидеть буйство красок, эмоций, которые художники выразили на своих полотнах. В этюдах они подчеркнули легенду Гипербореи, — рассказала заместитель губернатора Мурманской области Елена Дягилева. — Я уверена, что все посетители выставки получат истинное удовольствие и дополнительное представление об уголках Кольского полуострова, о легенде про Гиперборею. Благодаря экспрессии картин людям захочется посетить наш регион».
Кольский полуостров непредсказуем и удивителен в любое время года: жемчужное сияние снега зимой и розовые покрывала иван-чая летом.
«Уверен, это был не последний приезд художников, весной и осенью можно будет увидеть другие пейзажи. Всех ждём на нашей гостеприимной Ковдорской земле!» — сказал главный инженер Ковдорского ГОКа компании «ЕвроХим» Алексей Данилкин.
«Гиперборейский травелог» стал отправной точкой в создании уникальной коллекции картин о легендарной северной стране, споры о которой не утихают и по сей день.