Московская выставка работ уличного художника Бэнкси оказалась в центре скандала, устроенного самим художником. У себя в Instagram он выложил скриншот переписки, из которой следует, что Бэнкси не знал о проходящей в России экспозиции и не знает, как на нее реагировать, поскольку никогда не брал денег за то, чтобы люди смотрели на его творчество.
Организаторы оперативно отреагировали на эту запись. Продюсер Александр Начкебия заявил, что никогда не позиционировал эту выставку как согласованную с Бэнкси.
«Больше того, во всех интервью мы прямо говорили о том, что наша выставка может вызвать его негативную реакцию», — приводит ТАСС слова Начкебии. Он добавил, что внимание Бэнкси косвенно подтверждает значимость этого события и для художника.
Выставка со слоганом «Бэнкси: гений или вандал? Решаешь ты» открылась в Центральном доме художника на Крымском валу еще в начале июня. На ней представлено около ста экспонатов — в том числе редкие принты, фотографии и различный мультимедийный контент, который знакомит посетителей с художником.
Есть на выставке и оригинальные работы Бэнкси, о предоставлении которых организаторам удалось договориться с западными галереями и музеями современного искусства, а также с частными коллекционерами. Перед открытием выставки ее продюсер Александр Начкебия рассказал, что полностью выполнить первоначальную задумку не удалось: часть владельцев произведений Бэнкси отказались предоставлять их из-за опасений за сохранность или по причине напряженной внешнеполитической обстановки. По словам Начкебии, переговоры велись около восьми месяцев, а общая сумма страховки составила 10 млн фунтов стерлингов.
По информации организаторов, за два с половиной месяца выставку посетили 252 тысяч человек. Ее работа продлится до 2 сентября.
Как работы Бэнкси попадают в частные коллекции и музеи
Неизвестный художник (или группа художников) под псевдонимом Бэнкси — известный пропагандист свободного и доступного искусства. Формально денег за свое творчество он не получает, хотя известно, что он иногда предоставляет произведения для аукционов, но вся выручка с торгов отправляется на благотворительные цели.
Определенную помощь в попадании работ Бэнкси в продажу играют и власти тех городов, в которых художник рисует свои граффити — если они, конечно, просто не закрашивают их на месте. Так, в 2013 году граффити «Игры с мячом запрещены» демонтировали со стены магазина на лондонской Тоттенхэм Хай Роуд для продажи на благотворительном аукционе в пользу детей с ограниченными возможностями.
Кроме того, существует и вторичный рынок работ Бэнкси. Например, в 2013 году британский галерист Стив Лазаридес продал на торгах аукционного дома Bonhams 32 работы Бэнкси за 435 тысяч фунтов стерлингов. А самой дорогой работой Бэнкси стала «Борьба с вредителями», которую в 2008 году купили за $1,9 млн.
Любопытно, что на сайте Бэнкси говорится, что ни Лазаридес, ни любая другая коммерческая галерея не могут представлять интересы художника. И фактически получить разрешение Бэнкси на проведение персональной выставки невозможно по простой причине — трепетно хранимой анонимности. Поэтому организаторам подобных мероприятий — что в России, что в остальном мире (а мы далеко не первые) — приходится работать с теми самыми коммерческими галереями.
И, кстати, выставка Бэнкси могла пройти в Москве еще в 2014 году в Манеже; на ней хотели показать более 130 работ художника. Но случился Крым и Украина, британские коллекционеры отказались участвовать в проекте, и он был отменен.
Доподлинно этого никто не знает. Идентифицировать его пробовали многие, но безуспешно — несмотря на впечатляющую активность и даже распродажу собственных работ в Нью-Йорке (за какие-то смешные деньги) он остается неуловимым. В соцсетях он присутствует только в Instagram, где он иногда выкладывает эскизы нереализованных по тем или иным причинам задумок; его сайт очень минималистичен, хотя и имеет форму для обратной связи.
Пару лет назад инкогнито знаменитого уличного художника якобы раскрыли британские ученые, которые проанализировали 140 объектов стрит-арта в Лондоне и Бристоле и ответственно заявили, что их автором мог быть только выпускник бристольской публичной школы Робин Каннингем. Это имя в связи с загадкой Бэнкси всплывало и раньше, но доказать эту теорию так никто и не смог.
Самая распространенная теория о Бэнкси гласит, что таинственным художником является один из основателей и лидер трип-хоп-группы Massive Attack Роберт Дель Ная. Группа была создана в Бристоле (этот город считается родиной Бэнкси), а Дель Ная в далекие уже 80-е и сам занимался стрит-артом и был участником группировки граффитистов «The Wild Bunch». Любопытно, что Massive Attack (возглавляемые Дель Ная, разумеется) совсем недавно были в Москве, выступали 29 июля на фестивале Park Live в Парке Горького — то есть через дорогу от ЦДХ, в котором проходила выставка работ Бэнкси.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.