Примерное время чтения: 7 минут
6767

Не ночной и не дозор. 5 фактов о шедевре Рембранта

«Ночной дозор» (1642) Рембрандт.
«Ночной дозор» (1642) Рембрандт. Commons.wikimedia.org

Шедевры искусства эпох Возрождения и Просвещения часто хранят много загадок, ответы на которые попросту потерялись в глубине веков. Конечно, многолетние исследования позволяют приоткрывать покровы тайн, но полностью всю историю создания и перемещений по миру известных полотен, пожалуй, человечество не узнает никогда.

Одна из таких работ — полотно, известное под названием «Ночной дозор», написанное голландским живописцем XVII века Рембрандтом Харменсом ван Рейном, которого сейчас знают как Рембрандта.

Факт 1. Это парадный портрет городских ополченцев

Ни Рембрандт, ни его заказчики не знали ни про какой «Ночной дозор». Это название появилось лишь в XIX веке. После реставрации 1947 года стало известно, что действие на полотне происходит ясным днем. Потом появилось и настоящее название — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга», — которое не оставляет простора для воображения.

Стрелковая рота, или стрелковая гильдия (на голландском — Schuttersgilde) — это добровольная городская стража, которая появилась в Средние века для защиты городов от нападений или пожаров; их можно назвать и городским ополчением. Формировались они по территориальному признаку, служба в их составе была обязанностью горожан, а на момент написания «Ночного дозора» вооружение таких стражников состояло из мушкетов, мечей и копий, что хорошо видно на картине.

Факт 2. Рембрандт нарушил канон

Стрелковых рот в городе могло быть несколько; каждая из них имела место для сборов, банкетов и тренировок (Doelen Hall), где было здание (раньше — церковь) на случай плохой погоды и поле для тренировок в стрельбе. В этом здании — по традиции — висел парадный портрет гильдии (он назывался schutterstuk); обновляли их не часто, а лишь при смене капитана роты. Подобные портреты писали многие заметные художники — среди них, например, были Ян ван Скорел и Дирк Якобс. Со временем сложился определенный канон «парадного портрета стрелковой гильдии» — ополченцы изображались в парадной одежде (как на банкете), а не в доспехах (как во время службы). Кроме того, художники старались изобразить всех заказчиков в соответствии с их денежным вкладом — кого-то в полный рост, а от кого-то оставалась лишь голова.

Рембрандт этот канон разрушил напрочь. «Ночной дозор» это не статичный портрет достойных горожан, взявших в руки оружие с благородной целью. Недаром название картины — «Выступление стрелковой роты...»: ополченцы только что получили сигнал и пришли в движение, не успев выстроить стройные ряды, развернуть знамя и отогнать любопытных зевак подальше.

Факт 3. Заказчики приняли «Ночной дозор»

Вообще работа художника — тем более по таким заказам и такого масштаба — в XVII веке стоила неприлично дорого (да и сейчас обойдется недешево). За «Ночной дозор» стрелковое общество капитана Франса Баннинга Кока заплатило Рембрандту 1600 гульденов (примерно 10 годовых доходов). А в результате стрелки получили не парадный портрет, а какой-то авангард — если подходить к оценке с современных позиций. К тому же, на картине было полно тех самых зевак — вокруг 18-ти заказчиков (рота тогда и сейчас — это разные роты) ошивается (другого слова не подобрать — символизм Рембрандта и сейчас раскрыт не до конца) 16 посторонних, которые за работу художника не заплатили.

Всё это не могло не повлиять на то, как работу Рембрандта восприняли заказчики его произведения. С другой стороны, нет достоверных сведений о том, критиковали ополченцы стрелковой роты шедевр своего величайшего современника или, наоборот, громогласно хвалили на каждом углу. Но известно, что тот же капитан Франс Баннинг Кок заказывал художнику акварель, да и других работ живописца более позднего периода («Ночной дозор» написан в 1642 году) множество, хотя ничего подобного Рембрандт уже не создал. А сама картина провисела в банкетном зале амстердамского Kloveniersdoelen (здание стрелков) до 1715 года, то есть у заказчиков было достаточно времени, чтобы разобраться в достоинствах и недостатках полотна.

Факт 4. Рембрандт есть на «Ночном дозоре»

Вообще получить заказ на рисование парадного портрета стрелковой гильдии было непростой задачей. Молодые художники из кожи вон лезли, чтобы их заметили и наняли для столь высокооплачиваемой работы. Многие живописцы сами были членами подобных гильдий (как Франс Халс) и, разумеется, товарищи нанимали именно их, а не человека со стороны. Работа была действительно выгодная — помимо группового полотна художнику часто заказывали картины отдельных членов ополчения. Конечно, если заказчик был состоятельным человеком.

При этом на парадных портретах того времени часто можно было увидеть и самих художников, которые, видимо, обговаривали такую возможность во время обсуждения заказа. Сделал это и Рембрандт — его можно найти в самом центре «Ночного дозора» рядом с мужчиной в зеленом, он выглядывает из-за плеча копейщика в цилиндре (имя этого стрелка — Ян Оккерсен).

Факт 5. Изначально «Ночной дозор» был больше

С момента создания картину ждало немало испытаний. В 1715-м она переехала из Kloveniersdoelen в Амстердамскую ратушу, причем именно тогда размер холста стал меньше — у него отрезали отдельные фрагменты, чтобы полотно поместилось на новом месте. Известны даже точные размеры отрезанного куска — 60 см слева, 22 см сверху, 12 см снизу и 7 см справа. Для общего размера «Ночного дозора» (379,5 × 453,5 см) вроде бы немного, но вместе с этими кусками из картины пропали два с половиной персонажа, а её композиция заметно изменилась (она была восстановлена в 2021 году с помощью искусственного интеллекта).

Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.
Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

В ратуше «Ночной дозор» не задержался. Его и потом перемещали с места на место, и лишь в 1885 году он оказался в Rijksmuseum — Государственном музее в Амстердаме. С тех пор он находится там — если, правда, не учитывать, что во время Второй мировой войны картину прятали в замке Радбауд в свернутом состоянии. «Ночной дозор» несколько раз подвергался атакам вандалов, но выжил и сейчас висит отдельно от остальной коллекции музея, чтобы его было лучше видно. Ну а те, кто хочет новомодного 3D, могут пойти на расположенную неподалеку площадь Рембрандта и посмотреть на этот сюжет в виде скульптурной композиции.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах