Шедевры искусства эпох Возрождения и Просвещения часто хранят много загадок, ответы на которые попросту потерялись в глубине веков. Конечно, многолетние исследования позволяют приоткрывать покровы тайн, но полностью всю историю создания и перемещений по миру известных полотен, пожалуй, человечество не узнает никогда.
Одна из таких работ — полотно, известное под названием «Ночной дозор», написанное голландским живописцем XVII века Рембрандтом Харменсом ван Рейном, которого сейчас знают как Рембрандта.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/018/166/f2aba908d4ccaf349842a41d78aa948e.jpg)
Факт 1. Это парадный портрет городских ополченцев
Ни Рембрандт, ни его заказчики не знали ни про какой «Ночной дозор». Это название появилось лишь в XIX веке. После реставрации 1947 года стало известно, что действие на полотне происходит ясным днем. Потом появилось и настоящее название — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга», — которое не оставляет простора для воображения.
Стрелковая рота, или стрелковая гильдия (на голландском — Schuttersgilde) — это добровольная городская стража, которая появилась в Средние века для защиты городов от нападений или пожаров; их можно назвать и городским ополчением. Формировались они по территориальному признаку, служба в их составе была обязанностью горожан, а на момент написания «Ночного дозора» вооружение таких стражников состояло из мушкетов, мечей и копий, что хорошо видно на картине.
Факт 2. Рембрандт нарушил канон
Стрелковых рот в городе могло быть несколько; каждая из них имела место для сборов, банкетов и тренировок (Doelen Hall), где было здание (раньше — церковь) на случай плохой погоды и поле для тренировок в стрельбе. В этом здании — по традиции — висел парадный портрет гильдии (он назывался schutterstuk); обновляли их не часто, а лишь при смене капитана роты. Подобные портреты писали многие заметные художники — среди них, например, были Ян ван Скорел и Дирк Якобс. Со временем сложился определенный канон «парадного портрета стрелковой гильдии» — ополченцы изображались в парадной одежде (как на банкете), а не в доспехах (как во время службы). Кроме того, художники старались изобразить всех заказчиков в соответствии с их денежным вкладом — кого-то в полный рост, а от кого-то оставалась лишь голова.
Рембрандт этот канон разрушил напрочь. «Ночной дозор» это не статичный портрет достойных горожан, взявших в руки оружие с благородной целью. Недаром название картины — «Выступление стрелковой роты...»: ополченцы только что получили сигнал и пришли в движение, не успев выстроить стройные ряды, развернуть знамя и отогнать любопытных зевак подальше.
Факт 3. Заказчики приняли «Ночной дозор»
Вообще работа художника — тем более по таким заказам и такого масштаба — в XVII веке стоила неприлично дорого (да и сейчас обойдется недешево). За «Ночной дозор» стрелковое общество капитана Франса Баннинга Кока заплатило Рембрандту 1600 гульденов (примерно 10 годовых доходов). А в результате стрелки получили не парадный портрет, а какой-то авангард — если подходить к оценке с современных позиций. К тому же, на картине было полно тех самых зевак — вокруг 18-ти заказчиков (рота тогда и сейчас — это разные роты) ошивается (другого слова не подобрать — символизм Рембрандта и сейчас раскрыт не до конца) 16 посторонних, которые за работу художника не заплатили.
Всё это не могло не повлиять на то, как работу Рембрандта восприняли заказчики его произведения. С другой стороны, нет достоверных сведений о том, критиковали ополченцы стрелковой роты шедевр своего величайшего современника или, наоборот, громогласно хвалили на каждом углу. Но известно, что тот же капитан Франс Баннинг Кок заказывал художнику акварель, да и других работ живописца более позднего периода («Ночной дозор» написан в 1642 году) множество, хотя ничего подобного Рембрандт уже не создал. А сама картина провисела в банкетном зале амстердамского Kloveniersdoelen (здание стрелков) до 1715 года, то есть у заказчиков было достаточно времени, чтобы разобраться в достоинствах и недостатках полотна.
![Илья Репин. Автопортрет. Холст, масло. 1844](https://aif-s3.aif.ru/images/004/282/e9a4eab2996c4f4e13667a9c6da12254.jpg)
Факт 4. Рембрандт есть на «Ночном дозоре»
Вообще получить заказ на рисование парадного портрета стрелковой гильдии было непростой задачей. Молодые художники из кожи вон лезли, чтобы их заметили и наняли для столь высокооплачиваемой работы. Многие живописцы сами были членами подобных гильдий (как Франс Халс) и, разумеется, товарищи нанимали именно их, а не человека со стороны. Работа была действительно выгодная — помимо группового полотна художнику часто заказывали картины отдельных членов ополчения. Конечно, если заказчик был состоятельным человеком.
При этом на парадных портретах того времени часто можно было увидеть и самих художников, которые, видимо, обговаривали такую возможность во время обсуждения заказа. Сделал это и Рембрандт — его можно найти в самом центре «Ночного дозора» рядом с мужчиной в зеленом, он выглядывает из-за плеча копейщика в цилиндре (имя этого стрелка — Ян Оккерсен).
Факт 5. Изначально «Ночной дозор» был больше
С момента создания картину ждало немало испытаний. В 1715-м она переехала из Kloveniersdoelen в Амстердамскую ратушу, причем именно тогда размер холста стал меньше — у него отрезали отдельные фрагменты, чтобы полотно поместилось на новом месте. Известны даже точные размеры отрезанного куска — 60 см слева, 22 см сверху, 12 см снизу и 7 см справа. Для общего размера «Ночного дозора» (379,5 × 453,5 см) вроде бы немного, но вместе с этими кусками из картины пропали два с половиной персонажа, а её композиция заметно изменилась (она была восстановлена в 2021 году с помощью искусственного интеллекта).
В ратуше «Ночной дозор» не задержался. Его и потом перемещали с места на место, и лишь в 1885 году он оказался в Rijksmuseum — Государственном музее в Амстердаме. С тех пор он находится там — если, правда, не учитывать, что во время Второй мировой войны картину прятали в замке Радбауд в свернутом состоянии. «Ночной дозор» несколько раз подвергался атакам вандалов, но выжил и сейчас висит отдельно от остальной коллекции музея, чтобы его было лучше видно. Ну а те, кто хочет новомодного 3D, могут пойти на расположенную неподалеку площадь Рембрандта и посмотреть на этот сюжет в виде скульптурной композиции.