Выставка «Союз нерушимый» в Музее современной истории России стала итоговым событием в комплексе музейно-выставочных мероприятий, приуроченных к 100-летию создания СССР.
Красный — цвет вдохновения
В переломные моменты истории жизнь ощущается острее: привычное растворяется, а на смену ему может прийти то, что человек способен осознанно сотворить сам. Мы это знаем, пожалуй, лучше, чем жители других стран. У нас был 1917-й и череда последующих за ним знаковых вех, убойный 1991-й и дальнейшие кошмары. И теперь снова чувствуется потребность что-то переосмыслить, чтобы первоочередное возвести в ранг возвышенного.
Более 100 художественных произведений в шести залах Музея современной истории России для восхищения и раздумий предлагает выставка «Союз нерушимый» — начиная от самого зарождения молодой республики до трагического развала великой страны. Это работы знаменитых советских художников: Сергея Герасимова, Константина Юона, Кузьмы Петрова-Водкина, Анатолия Зверева, Андрея Васнецова и других. В экспозицию также вошли произведения современных деятелей искусства, архивные документы, фотохроника. Документальные фотоматериалы из своих фондов предоставило информационное агентство ТАСС.
«После революции 1917-го, — рассказывает куратор выставки Элеонора Захаржевская, — произошло нечто уникальное: для того чтобы поднять страну, новое правительство на первый план выдвигает не экономику, а ставит во главе угла идеологию. Нарком просвещения Луначарский выбирает русский авангард и выделяет 21 млн рублей, чтобы 143 искренне приветствующих революцию художника помогли перевернуть умы. И переворот сознания случается в течение пяти ближайших лет».
С большим вниманием и интересом смотрят сегодняшние, в особенности молодые, посетители на полотна столетней давности. Преобладающий красный — цвет одежды, знамён, антуража — тот самый вдохновляющий огонь переломных событий будоражит их воображение.
В один из будних предновогодних дней больше других повезло студентам МГПУ и его Предуниверсария: оживляя картины, им читали актёры поэтические строки Блока, Маяковского, Исаковского, а вслед за ними и Симонова, Вознесенского, Асеева, Артемьева. Устроители мероприятия понимают, что сегодняшним молодым людям, привыкшим увязать в виртуальном мире, необходимо иное погружение. Здесь они оказались среди реальных картин и реальных документов, помогающих почувствовать ту эпоху.
«А лучше, чем слово, в иное время, наверное, не погружает ничто, — считает Элеонора Захаржевская. — Просто пригласить посмотреть картины — мало, тем более, если это будущие педагоги. И потому мы признательны худруку Театра Олега Табакова Владимиру Машкову, который поддержал инициативу, а его актёры помогли провести ребят по залам выставки».
Саду цвесть!
История СССР — история великих дел. С фронтов гражданской войны и сопротивления внешним врагам — на фронт трудовой, к началу великих строек. Энтузиазм того времени буквально потоком выливается с полотен художников. Но не только он — рассказывают картины и социальных реалиях. К примеру, такая актуальная в годы создания новой страны тема, как беспризорники — 7 млн не верящих ни в Бога, ни в чёрта, а надеющихся лишь на себя подростков, были окучены новой властью и смогли выйти в люди.
1930-е рождают в искусстве соцреализм, ярко отражавший переход сознания местечкового в коллективное, где даже пасторальные картинки семейной жизни превращаются в общественные. Здесь же смычка города и деревни, равноправие мужчин и женщин, а также уважение к труду. Именно в эти годы появляется и индустриальный пейзаж.
Нынешняя молодёжь с удовольствием рассматривает картины об увлечении советских людей спортом, им нравятся полотна о дружбе народов, подмечают они и ещё одну очень важную деталь — сад, как символ прекрасного будущего.
А далее — Великая Отечественная, когда в искусстве появляются такие понятия, как Родина-мать, воин-освободитель и воин-герой, когда художники отражают величие фронтовых будней и трудовых подвигов в тылу, когда они живописуют также, как важна была всем поддержка любимых людей. И здесь никак было не обойтись без легендарного «Жди меня» тогдашнего военкора Константина Симонова.
А потом — восстановительный период, и Россия на картинах — уже не молоденькая женщина за спиной своего мужа с картины Петрова-Водкина «Первая демонстрация. Семья рабочего в первую годовщину Октября 1918 г.», а умудрённая опытом, но скромная героиня полотна Петра Бучкина «Мать-героиня», на плечах которой вся её многочисленная семья.
Давайте победим
После 1957-го, года проведения VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в советской столице, в нашей стране снова культурный расцвет — поэты собирают стадионы, художники, побывав на первых выставках иностранных живописцев в Москве, понимают, что тоже могут так и даже лучше.
В искусстве тех лет появляется лиризм и даже тоска, в которой, к сожалению, уже прослеживаются нотки будущей трагедии, случившейся со страной в 1991-м. Тот год стал трагедией для большинства советских людей, потому что идеалы, за которые когда-то воевали отцы и деды, в которых росли и воспитывались, были вмиг уничтожены.
И символ этой трагедии — разбитое зеркало на картине. Будущего нет, потому что как жить, людям непонятно. И снова в стране начинается хаос: кто-то принимает новую жизнь, а кто-то не может с ней смириться.
«Но мы не завершаем выставку на трагической ноте, — поясняет куратор. — Мы не хотим говорить о том, что всё пропало. Не пропало. Страна-то возродилась и снова меняет мировую геополитику».
Времена сегодня вновь переломные. И нынешней молодёжи необходимо многое понять и определиться. По мнению искусствоведа Любови Агафоновой, победу в информационной войне, которую смогли одержать деятели искусств советских десятилетий, сегодня возможно повторить.
«Мы должны сейчас заинтересовать нашу молодёжь той нетленкой, которой мы обладаем, — говорит она. — А молодёжь должна понять, какие сокровища достались ей в наследство — не только визуальные, но и литературные, звуковые, философские. Надо понять, как много дала наша страна миру, как она изменила картину мира, и это — абсолютная правда. Эту задачу мы и выполняли сегодня, рассказывая молодым экскурсантам о первом авангарде, о Малевиче, Кандинском, Попове, обо всех тех людях, которые ломали привычные стереотипы не только в искусстве, но и вообще в видении мира и человека».
И наверное, именно на стыке столетий стоит увидеть эту антологию культурного кода новых людей, это наследие СССР с его разветвлениями в живописи, графике, скульптуре, понять, что их порождало и к чему они привели, оставив в мировой культуре столь значимый, неповторимый след.