Для тех, кто хочет расширить свои знания в сфере искусства или узнать что-то с нуля, теперь появилась такая возможность. Это Всероссийский онлайн проект «Код искусства», где любой желающий может прослушать лекции и стать участником занятий по живописи, литературе, кинематографу. Например, модуль «Живопись» включает занятия по истории, жанрам, видам и техникам живописи, а также освещает течения XX века, современное искусство и массовую культуру. Обучение бесплатное. Пройти могут как школьники и студенты, так и педагоги, родители. Содержание занятий связано со школьной программой и культурной идентичностью регионов России. Прямые эфиры по каждому разделу проводят эксперты в области искусства. Посмотреть их можно также в записи на сайте проекта. Проверить приобретенные знания можно с помощью онлайн тестов.
Также слушатели смогут составить карту своего региона и отразить на ней имена земляков (искусствоведов, художников, дизайнеров и пр.), чьи имена, по их мнению, давно должны присутствовать в школьной программе. Зарегистрироваться на занятия можно на официальном сайте проекта на платформе Uchitel.Club.
С чего стоит начинать знакомство с искусством? Как понимать произведения художников? На вопросы aif.ru ответила искусствовед, лектор, эксперт проекта «Код Искусства» группы компаний «Просвещение» Екатерина Андреева.
- Екатерина, с чего можно начать знакомство с искусством, если вообще ничего не знаешь?
- Есть хорошее собрание книг «Малая история искусств» в 10 томах. Там все подробно рассказывается от первобытного искусства и до XX века включительно. В конце есть словарь со всеми искусствоведческими терминами и дополнительные планы и картинки. Пожалуй, более понятной книги для начала придумать сложно.
- Можно ли получить удовольствие от посещения, скажем, картинной галереи, если не знаешь художников?
- Конечно! Вам не обязательно знать биографию художника, чтобы вам понравилась его картина. Просто со знаниями мы смотрим на искусство уже как на плод человеческого опыта, пониманием, почему он написал именно это и именно так. Это разные варианты удовольствия от посещения музея.
- Бывает, что обыватель воспринимает объект искусства одним способом, а автор на самом деле закладывал другой смысл. Важно ли знать задумку автора или искусство можно воспринимать по-разному?
- Да, важно. Есть огромное количество полотен с греческой мифологией и библейскими сюжетами. Их нельзя воспринимать, как хочется, это конкретный сюжет и конкретный посыл. То же самое касается голландских натюрмортов XVII века. Это не просто красивые вазы с цветами, это загадки, где у каждого цветка и предмета свое значение. Поэтому наслаждаться искусством без знаний можно, а вот понимать - в большинстве случаев нет. Конечно, есть произведения, которые подразумевают, что зритель должен сформировать полностью свое личное мнение об увиденном. Но к классическому искусству это обычно не имеет отношения.
- Искусство - это такая удивительная сфера, где каждый может найти что-то для себя.
- Это правда. Могу привести пример из своей преподавательской практики. Ко мне приходят ученики для расширения кругозора, но пять моих учеников спустя год занятий поступили в магистратуру на историю искусств.
Другой пример. Мы выпускаем курсы лекций, в основном они ориентированы на взрослую аудиторию, но нам регулярно пишут, что дети 7-12 лет с огромным удовольствием присоединяются к просмотру и просят продолжения.
Много лет назад я хотела стать журналистом, и ничего не знала об искусстве, но столкнувшись с полотнами Уильяма Блейка, поняла, какая огромная история скрывается за полотнами, скульптурами и архитектурой. Тогда я решила посвятить себя изучению истории искусств. Сколько лет прошло, а я всё продолжаю восхищаться и уже сама помогаю многим открывать для себя этот прекрасный мир.