В Русском музее завершена масштабная реставрация самой известной картины русского художника Карла Брюллова, которая продолжалась 10 месяцев.
Важные и интересные факты о полотне собрал aif.ru.
Кто написал картину «Последний день Помпеи»?
Карл Брюллов — русский художник французского происхождения, сын скульптора Павла Брюлло. Карл стал самым известным из семи детей семьи Брюлло. А «Последний день Помпеи» — главным произведением его жизни, которая продлилась 52 года.
Нажмите для увеличения
Какому событию посвящена работа?
Мощнейшему извержению (точнее — серии разрушительных смертельных извержений) вулкана Везувий, которое произошло 24 августа 79 г. н. э. Несколько городов, в том числе Помпеи, Стабии, Геркуланум, были полностью погребены под обломками, потоками лавы и пеплом толщиной в семь метров. Погибли 2 тыс. человек. Художник, посетивший раскопки Помпеи, так впечатлился увиденными руинами, что загорелся посвятить этому событию работу и запечатлел день накануне трагедии.
Кто был заказчиком картины?
Заказал и оплатил работу художника русский меценат Анатолий Демидов (из рода знаменитых уральских промышленников), родившийся и практически всю жизнь проведший в Европе.
Как долго художник писал картину?
Работа длилась шесть лет. Закончено полотно было в 1833 году. Работал Брюллов «с натуры», на развалинах Помпеи. И порой чуть не падал от бессилия.
Каков размер картины?
4,5 х 6,5 метра.
Кто изображен на полотне?
Впервые на исторической картине русского художника появился не конкретный персонаж, а народ (погибшая женщина с живым ребенком, взрослые сыновья, несущие старика-отца, священники — христианский и языческий римский, молодая семья с малышами, один из которых тянется к мертвой птице).
Есть и узнаваемые лица. Например, художник с ящиком кистей на голове (в левом углу картины) имеет черты самого Брюллова. Матери с дочерьми и малышом, девушка с сосудом и погибшая женщина с живым ребенком — всех этих персонажей Брюллов писал со своей возлюбленной — графини Юлии Самойловой, которая была его музой и натурщицей на протяжении многих лет.
Каждый персонаж картины рассказывает свою историю. В том числе юноша Плиний Младший, умоляющий мать бежать от стихии. Ему повезло, он спасся и оставил воспоминания о трагедии. Прочитать их можно в письмах Плиния Младшего Тациту.
Еще одним героем масштабного полотна должен был стать... грабитель, снимающий украшения с упавшей женщины. Но в окончательном варианте Брюллов решил обойтись без него.
Где и когда публика впервые увидела картину?
Это случилось в 1833 году на выставке в Милане. Художника чествовали как триумфатора, восхваляли в прессе, встречали на улице аплодисментами. А во время его переездов на границах итальянских княжеств никто не требовал у него паспорта — считалось, что каждый итальянец знает русского живописца.
В следующем году Брюллов покорил Париж. Там прием был более сдержанный, тем не менее Карл получил от коллег золотую медаль французской Академии художеств.
11 июня 1836 года полотно было представлено в Круглом зале российской Академии художеств.
Кто и как восторгался картиной?
Ученики Брюллова называли «Последний день Помпеи» Картиной — да, с большой буквы. А самого художника стали величать «великим Карлом».
Картине посвящали стихи Евгений Боратынский («И был последний день Помпеи/ Для русской кисти первый день), Александр Пушкин («Везувий зев открыл...»). О шедевре написал большую статью Николай Гоголь. Упоминал работу Брюллова в романе «Княгиня Лиговская» Михаил Лермонтов.
Где сейчас можно увидеть «Последний день Помпеи»?
Меценат Анатолий Демидов подарил картину императору Николаю I, а тот велел разместить ее в Эрмитаже. Государь был так впечатлен полотном, что назначил Брюллова профессором Императорской Академии художеств.
Спустя 60 лет, в 1897-м, шедевр обрел новое место жительство — Русский Музей, где находится и сегодня.
18 октября здесь откроется масштабная выставка работ Карла Брюллова — к 225-летию со дня рождения художника, которое будет отмечаться 23 декабря.