Примерное время чтения: 9 минут
4599

«Эту песню не задушишь». Как изменилась наша культура за год СВО

Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
Певец SHAMAN выступает на митинге-концерте «Слава защитникам Отечества!» в «Лужниках».
Певец SHAMAN выступает на митинге-концерте «Слава защитникам Отечества!» в «Лужниках». / Павел Бедняков / РИА Новости

Прошел год с начала специальной военной операции на Украине, которая началась 24 февраля 2022 года. В тот день было трудно строить какие бы то ни было прогнозы. А дальше Запад начал чуть ли не еженедельно принимать санкции против России, надеясь, что если не седьмой, так восьмой пакет уж точно похоронит российскую экономику. Одновременно последовала отмена всего русского в области культуры — из репертуара их театров, концертных залов, музыкальных фестивалей убирались имена наших музыкантов и композиторов, с российского рынка ушли крупные голливудские студии, некоторые дирижеры, режиссеры. Нашим фильмам закрыли путь на кинофестивали. Но, как и в области экономики, Запад ошибся с прогнозами — культурная жизнь России беднее не стала. Наоборот, в чем-то эти запреты пошли нам на пользу. И сейчас можно уже с уверенностью сказать: российская культура испытание отменой выдержала.

Отмена русской культуры

На Западе это стало одним из главных трендов года. В основном отмены касались русской классики — во Франции, Италии (а эти страны всегда считались эталонами в плане развития гуманистических ценностей), Великобритании, Голландии, странах Прибалтики не только политики, но и деятели культуры активно призывали отказаться от постановок по Чехову или Достоевскому, забыть об «Анне Карениной» Толстого, про балеты Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», которые давно и органично вошли в мировой культурный код. А на Украине еще и начали сносить памятники не только русским царям и советским героям, но и русским писателям. Но ярче всех, пожалуй, выступили в нью-йоркском Метрополитен-музей, где задним числом записали в украинцы русского художника родом из приазовских греков Архипа Куинджи, и в лондонской The National Gallery, где переименовали картину французского художника-импрессиониста Эдгара Дега «Русские танцовщицы» — теперь они «Украинские танцовщицы». Однако прошло время — и в большинстве европейских культурных институций начали, что называется, «сдавать назад», поняв, что отмена русской культуры больно бьет прежде всего по ним самим. Так, в миланском Ла Скала в декабре 2022 года балетный сезон начали «Щелкунчиком» в хореографии Рудольфа Нуреева — несмотря на протесты украинских активистов.

«В любом театре Европы база классическая, русская, — рассказал aif.ru танцовщик Сергей Полунин. — В Америке 70% продаж билетов — это „Щелкунчик“, то есть наш Чайковский. И теперь они там друг у друга спрашивают: „А что же делать?“. И смешно, и грустно! Зритель же любит классику, поэтому получается: те, кто отменяет русскую культуру, вредят сами себе».

Но в течение этого года и российские артисты выступали за рубежом, и иностранные приезжали к нам — в том числе, например, на Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижёров имени Рахманинова, который организовал пианист, народный артист РФ Денис Мацуев. Этот конкурс проходил в июне 2022-го, и, по словам Мацуева, на него было подано 529 заявок из 33 стран.

«Культура была и остается мостиком между народами, — говорил Мацуев в разговоре с aif.ru. — И Сергей Рахманинов был тем самым мостиком, соединяющим страны и культуры. И Ван Клиберн, победивший в 1958 году в Москве на Конкурсе имени Чайковского, думаю, не случайно исполнял Первый концерт Чайковского и Третий концерт Рахманинова».

Кино без Голливуда

С марта 2022 года ведущие голливудские компании решили сами отменить себя в России и начали отзывать свои фильмы из российского проката. Владельцы кинотеатров и прокатчики сперва загрустили: ведь все эти годы основные сборы приходились именно на голливудскую продукцию. Так, в 2021 году выручка российского кино составила лишь 25,6% от общих кассовых сборов (10,4 млрд рублей из 40,7 млрд). А российскому кинематографу оказалось просто нечем заполнить опустевшую афишу кинотеатров. Но русская смекалка и тут не подвела: на большие экраны вернулись хиты прошлых лет — от дилогии «Брат» Алексея Балабанова, снятой на рубеже тысячелетий, до лент из золотой коллекции советского кинематографа. А во второй половине года громкие премьеры окончательно поправили положение: фэнтези «Сердце Пармы», традиционные новогодние «Ёлки 9» и семейная лента «Чук и Гек. Большое приключение» вернули народ в кинозалы. Ну, а в январе 2023-го в отечественном кино случился «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко, у которого — да, бюджет был солидный, но и сборы оказались фантастическими — почти 6,5 млрд рублей. Этот рекорд позволяет смотреть в будущее с некоторым оптимизмом. Тем более что в этом году ожидаются не менее громкие премьеры — «Вызов», снятый в космосе, «Холоп-2» и пр.

«Никакой драмы в том, что из проката ушли западные фильмы, я не вижу, — сказала aif.ru актриса и депутат Госдумы Елена Драпеко. — Если посмотреть на то, что у них на Западе происходит сегодня, на все эти изыски постмодернизма, ужас берет. Это расчеловечивание культуры. В своих художественных фильмах они всё изучают ненормальность. В кино их не интересует нормальный, психически здоровый человек, который хочет будущего, который пытается развиваться».

Режиссер и актер Никита Михалков в ответ на вопрос aif.ru порекомендовал не заниматься заменой голливудского кино, а снимать и смотреть свои, российские фильмы. «Как только мы начали делать „как кто-то“, то получилось дурное импортозамещение. „Как у них“, мы не можем — даже технически, и получается „как у нас“, но без смысла. И в результате воспитывается поколение зрителей, которому смысл не нужен, а нужно развлечение. Я не против развлечений, но и они должны быть со смыслом», — считает Михалков.

Без «Оскара», но с ММКФ

Отмена русской культуры шла не только в классике, но и в шоу-бизнесе: Россию отстранили от участия в «Евровидении». Про ценность этого конкурса в музыкальном плане сказано много, тем не менее наши исполнители достаточно часто занимали там высокие места. Причем занимали они их несмотря на противодействие жюри западных стран, которые откровенно засуживали наших участников после событий на Украине в 2014 году. Хотя организаторы «Евровидения» и заявляют, что их конкурс — вне политики, в 2022-м на сцене нашлось место политическим лозунгам. Ну а победу фактически без какого-либо стеснения — и с нарушениями регламента — отдали представителям Украины. Много ли потеряла Россия от неучастия в «Евровидении»? Точно нет!

А на премию «Оскар» наши кинематографисты решили сами не подавать заявку. Отказ от выдвижения вызвал дискуссию в среде кинематографистов, но здравый смысл в итоге возобладал.

Гендиректор киностудии «Мосфильм», режиссер Карен Шахназаров в беседе с aif.ru напомнил, что его картину отбирали в конкурс Венецианского фестиваля, но затем отказали в участии. «Совершенно очевидно, что сейчас нас вряд ли на западные фестивали позовут. Понятно также, что вся эта система премий и фестивалей рушится. И такая ситуация продлится долго. Какой же смысл предлагать российские фильмы? Лучше уж самим отказаться, чем ждать, пока нам откажут», — сказал Шахназаров.

Зато иностранные участники приехали на Московский кинофестиваль — в том числе и из западных стран. И наш фестиваль по-прежнему — международный!

«Испуганные патриоты» и бессовестные предатели

В первые месяцы СВО некоторые деятели культуры уехали из страны, громко хлопнув при этом дверью. Правда, резонанс от этого хлопка — а также всего того, что они успели наговорить на Западе — получился не таким, на какой они рассчитывали. Наши театры и киностудии не бросились умолять вернуться Чулпан Хаматову, Артура Смольянинова*, Максима Галкина*, Дмитрия Назарова и прочих «правдорубов», которым почему-то показалось, что они имеют полное право поливать грязью свою родную страну. Вот только никакого отклика их «пламенные речи» в сердцах и умах россиян не то, что не нашли... «Скатертью дорога» — это было самое мягкое из того, что сказали им вслед зрители.

Но если с этими, с позволения сказать, «деятелями» все ясно — наиболее оголтелые из них получили статус иностранного агента, а в Сети все чаще звучат призывы забыть эти имена навсегда (потому что именно забвение — самое страшное наказание для артиста), то по вопросу, что делать с теми «испуганными патриотами», как их назвал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, которые уехали из страны, но предпочитают воздерживаться от оценок и резких высказываний, пока непонятно, и тут время само все расставит по своим местам, а зритель, что называется, проголосует рублем за фильмы и спектакли с их участием. 

К счастью, патриотов среди артистов оказалось гораздо больше, чем тех, кто предпочел мировые турне по заштатным клубам европейских городов. Некоторые актеры даже ушли добровольцами на СВО — например, актер Сослан Фидаров, известный по фильму «9 рота», или Георгий Тесля-Герасимов, игравший в сериале «След». Многие артисты выступали в Донбассе, приезжали к раненым участникам СВО, открыто говорили о том, что поддерживают Россию — и их голос звучал громче, чем все заявления Аллы Пугачевой, которая напоследок назвала критиков своего отъезда в Израиль «продажными тварями, лицемерами и лжецами».

Так что никакого культурного провала, который пророчили пессимисты, не случилось. В кино и театрах исправно выходят премьеры, на телеэкранах появились новые шоу, зазвучали и народные песни, и гражданская поэзия. И новые хиты «рвут все счетчики». Так, певец SHAMAN выпустил песню «Я русский», а композиция «333» тамбовчанина Александра Ванюшкина стала хитом в зоне СВО. Потому что «эту песню не задушишь, не убьешь».

* Физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах