Девочка с персиками: Вера Мамонтова
На, пожалуй, самой известной картине Валентина Серова запечатлена дочь известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова Вера. Портрет Веры сделан в усадьбе Мамонтовых в Абрамцево. Серов воспитывался вместе с детьми Мамонтова, поэтому в семье был не посторонним человеком, а почти родственником. Однажды летним вечером Вера, девочка подвижная и озорная, в передышке между играми во дворе забежала в дом и схватила со стола персик — этот момент и вдохновил Серова на написание картины. Он попросил её позировать, и непоседливая Вера каждый день терпеливо трудилась натурщицей — Серов начал писать портрет в середине лета, а закончил уже осенью. Закончив, художник подарил потрет матери Веры Елизавете. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.
Судьба Веры Мамонтовой сложилась печально. Она вышла замуж за предводителя московского дворянства Александра Самарина, была очень счастлива в браке и родила троих детей. Но в 32 года заболела пневмонией. Антибиотики тогда ещё не изобрели, и Вера «сгорела» от болезни всего за 3 дня. Её муж, овдовев, больше не женился. В 1932 году был репрессирован советской властью.
Читайте также: Тайна картины Серова «Девочка с персиками» >>
Царевна-Лебедь: Надежда Врубель и Эмилия Прахова
Одно из самых известных полотен Михаила Врубеля, любимая картина поэта Александра Блока, была написана под впечатлением от постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Врубель создавал к опере эскизы декораций и костюмов, а партию царевны в постановке исполняла его жена Надежда. Вдохновшись артистическим образом, он написал «Царевну-Лебедь». Правда, в облике царевны отразились черты сразу двух женщин, любимых художником, — жены Надежды Врубель и пианистки Эмилии Праховой, с которой, по слухам, у художника был роман. Лицом героиня картины больше напоминает именно Прахову.
Эмилия Прахова была замужем за известным искусствоведом Адрианом Праховым, закончила консерваторию по классу фортепиано, училась у самого Листа, была блестящей пианисткой и светской львицей. Адриану Прахову нужен был способный художник для реставрации фресок в киевской церкви, и ему посоветовали Михаила Врубеля. Врубель приехал в Киев, начал работу и по уши влюбился в жену заказчика. Настолько, что придал иконе Богоматери с младенцем черты Эмилии Праховой. Адриан Прахов счёл это неприличным и вскоре отстранил Врубеля от работ, да и Эмилия отдала предпочтение другому любовнику. А Врубель сходил с ума и продолжал писать её портреты — так, многие увидели черты Праховой в «Демоне сидящем». «Чёрт в юбке» — шутя вспоминал о ней Врубель. И рассказывал, что не знал, куда деваться от этого наваждения — любви к Эмилии.
Эмилия Прахова прожила долгую жизнь, пережила и Врубеля, и мужа и умерла в 77 лет, перед смертью попросив уничтожить все письма художника к ней.
Всадница: Юлия Самойлова
На картине Карла Брюллова «Всадница» изображена его любимая женщина — графиня Юлия Самойлова. Её лицо можно увидеть на десятках картин Брюллова, в том числе и на «Последнем дне Помпеи».
Юлия Самойлова, урождённая графиня фон дер Пален, была невероятно богата. Когда ей было 5, мать Юлии уехала в Париж получать образование. Девочка воспитывалась в поместье дедушки — графа Литты. Юлия с детства любила читать, интересовалась искусством, получила хорошее домашнее образование, стала одной из самых блестящих дам при дворе. Замуж вышла, по меркам тех времён, достаточно поздно — в 25 лет, но брак быстро распался. Её муж Николай Самойлов женился на богатой и знатной Юлии по воле своей матери, а сам всегда любил другую женщину. Юлию такое положение дел не устроило, и она инициировала развод. После чего пустилась «во все тяжкие», ничуть не заботясь об общественном мнении. Из своего летнего поместья Самойлова сделала центр светской жизни тех лет — сам император был в гневе, что весь свет собирался не при дворе, а у Самойловой. Царь даже попросил продать ему имение. Самойлова продала — но скоро центром светской жизни стал её новый дворец на Елагином острове.
Брюллов встретил Самойлову в Италии на ужине у князя Гагарина. За вечер они не сказали друг другу и пары слов, но через некоторое время Самойлова сама объявилась на пороге дома художника. Роскошная и своенравная светская львица объявила себя его преданной поклонницей — так начался их долгий роман. Самойлова называла художника «Бришка», а он писал её чувственные портреты, которые быстро прославили Брюллова. В его шедевре «Последний день Помпеи» Самойлова изображена трижды.
У них был бурный роман, но они не были верны друг другу. За время их отношений Брюллов даже успел жениться — не на Самойловой. Но брак продлился меньше двух месяцев. После отношения Брюллова и Самойловой возобновились. А потом уже и Юлия решила расстаться с художником и выйти замуж. После того, как она объявила Брюллову о разрыве, художник сказал ей: «Ты уходишь из моей жизни, значит, и мне пора уходить». Вскоре после этого Карл Брюллов впал в депрессию, перестал писать и скончался.
Самойлова пережила Брюллова на 23 года, уехала в Париж, где вышла замуж за французского графа, а на следующий день с ним развелась. Юлия постепенно растратила все свои богатства и умерла в одиночестве.
Портрет Адель Блох-Бауэр I
На известной картине Густава Климта изображена его любовница Адель. Дочь австрийского банкира, в 16 лет она вышла замуж за богатого буржуа Фердинанда Блоха. Держала светский салон, где собирались художники, писатели и политики. Здесь Адель и познакомилась с Густавом Климтом. «Постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и тёмная. Одухотворённое лицо, самодовольная и элегантная» — так описывала её племянница Мария Альтман. Климт влюбился в Адель, она ответила ему взаимностью.
Когда муж Адель узнал об измене, он придумал невероятно изощрённый способ отомстить — заказал Густаву Климту её портрет. И решил, что потребует создать множество эскизов, пока не примет окончательный. Так, чтобы Густав мучился, так, чтобы ему совершенно надоело лицо Адели. Фердинанд подключил лучших юристов и тщательно продумал условия контракта с Климтом — чтобы отказаться от заказа, когда надоест, художник уже не смог. Климту предложили огромные деньги, и он согласился написать портрет любовницы. Художник создал более ста эскизов и закончил работу над картиной только спустя четыре года. Отношения с Блох-Бауэр за это время действительно постепенно сошли на нет.
После расставания с Климтом Адель осталась с мужем. Родила троих детей, но все они умерли во младенчестве. Адель много болела — сказывались дурные привычки. Тем не менее, она пережила Климта на 7 лет. А её муж так и не сказал ей, что знает про связь с художником.
Рождение Венеры: Симонетта Веспуччи
На знаменитой картине Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи, любимая женщина Джулиано Медичи, брата правителя Флоренции Лоренцо Медичи.
Симонетта родилась в богатой семье генуэзских торговцев, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту своё имя). Симонетта и Марко переехали во Флоренцию, были приняты при дворе Лоренцо Медичи, в те годы славившемся пышными пирами и приёмами. Красивая, при этом очень скромная и доброжелательная, Симонетта быстро влюбила в себя флорентийских мужчин. Ухаживать за ней пытался и сам правитель Флоренции Лоренцо, но активнее всех её добивался его брат Джулиано.
По одной версии, Симонетта стала его любовницей, по другой — их связь была скорее платонической. Во время рыцарского турнира Джулиано избрал её «дамой сердца» — а на его штандарте придворный художник Боттичелли изобразил Симонетту в образе Афины Паллады. Джулиано победил в турнире, и его даму сердца провозгласили королевой турнира.
Через год, в возрасте 23 лет, Симонетта умерла от чахотки, несмотря на старания лучших придворных врачей. Ещё через 2 года Джулиано стал жертвой заговора — его заколол ножом наёмный убийца. Некоторые историки считают, что к заговору был причастен овдовевший муж Симонетты.
Уже после смерти Симонетты Сандро Боттичелли, вдохновлявшийся её образами и написавший десятки её портретов при жизни, продолжает изображать Симонетту по памяти. Например, на картине «Рождение Венеры». Её облик стал воплощением того, что называют боттичеллиевской красотой: хрупкой и нежной. Художник завещал, чтобы его похоронили рядом с ней — героиней его картин. Что и было исполнено.