В конце сентября в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» открылась выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья». 11 музеев и галерей передали для неё работы гениев отечественной живописи.
Впервые в одном пространстве
Поездка в «Новый Иерусалим» – прекрасный вариант выходного дня. Это знают многие жители столицы и Подмосковья. Но теперь к прогулкам на природе, красоте храмов и традиционным музейным экспозициям можно добавить знакомство с замечательной выставкой.
«Мы уделяем большое внимание развитию музея «Новый Иерусалим», – говорит губернатор Московской области Андрей Воробьёв. – Стараемся каждую экспозицию делать более насыщенной, интересной, познавательной. И мы видим, что он становится всё более популярным, поэтому всех приглашаем в Подмосковье».
Выставка приурочена к 90-летию Московской области, которое отмечается в нынешнем году. Айвазовский, Нестеров, Васнецов, Верещагин, Шишкин, Фальк, Поленов, Алексей и Константин Коровины – список авторов работ длинный. Увидеть их в одном пространстве можно впервые. Это действительно уникальная возможность.
Прежде ценителям живописи, чтобы их посмотреть, приходилось долго путешествовать, ведь нужно было посетить, помимо «Нового Иерусалима», Серпуховский историко-художественный музей, музей-усадьбу «Архангельское», музей-заповедник «Абрамцево», музей-заповедник «Коломенский кремль», Химкинскую галерею им. Горшина, музей-заповедник «Усадьба «Мураново», Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Церковно-археологический музей Московской духовной академии, Мытищинский историко-художественный музей и музей-заповедник «Дмитровский кремль». Мыслимо ли это за короткий срок?
Вице-губернатор Подмосковья Наталья Виртуозова считает, что выставка в «Новом Иерусалиме» просто обязана побить рекорды посещаемости: «Уверена, экспозиция вызовет интерес у жителей не только Москвы и Подмосковья, но и соседних регионов, а также у иностранных гостей». А по словам руководителя Комитета по туризму Московской области в ранге министра Натальи Галкиной, одна из задач выставки как раз и состоит в том, чтобы рассказать о художественном разнообразии подмосковных музеев.
«На картинах весь цвет русской живописи начиная с XVIII века и до начала ХХ столетия, – говорит она. – Маринист Иван Айвазовский, авангардистка Наталья Гончарова, мастер исторической живописи Василий Суриков, пейзажист Иван Шишкин, футурист Давид Бурлюк, баталист Василий Верещагин и ещё десятки имён».
Оттенки и смыслы
Современная выставка – это не только набор полотен, но и комфортная атмосфера, интересная работа оформителей, нестандартные принципы экспонирования. Здесь найден необычный путеводитель. Им в выставочном пространстве «90 шедевров…» стал цветовой круг.
Вопрос возникновения цвета занимал умы не только художников, но и учёных с XVII века – они старались упорядочить цвета, определив место каждого. Памятуя об этом, организаторы выставки решили, что основной идеей станет цветовой круг, которым сегодня пользуются художники. В нём выделяются основные цвета: красный, синий, жёлтый. «Создать» их нельзя, но с их помощью путём смешивания получают новые цвета и оттенки.
«Цветовой круг – отправная точка в концепции нашей выставки. Мы хотим показать нашим посетителям не просто отдельные работы, но целую живописную историю с многообразием оттенков и смыслов, – подтверждает куратор выставки, директор Серпуховского историко-художественного музея Жанна Алейникова. – Возьмём, к примеру, красный цвет – это и небольшая терракотовая точка в пейзаже Айвазовского – фигурка, устремляющая взгляд зрителя в глубину полотна, где и открывается вид на Ялту. Это и доминирующий звучный народный акцент в портрете смеющейся красной девицы Малявина. Это и детали того же цвета, но очень благородного оттенка в парадных портретах XVIII века. И наконец, драматичный крик красного в работах художников-авангардистов. Таким образом мы обращаем внимание посетителей на то, чего раньше они, возможно, и не замечали».
Об истории цвета, а также о том, как цвета смешиваются и меняются, маленьким посетителям рассказывают подробно и терпеливо.
Возвращённые шедевры
Главному музею области к масштабным выставкам не привыкать. Всего за несколько лет комплекс «Новый Иерусалим» стал столицей музейной жизни региона. Его гости могли увидеть картины таких всемирно известных художников, как Левитан, Пикассо, Дюрер, Кустодиев, Фальк, а также работы Фаберже. Новая выставка – продолжение сложившейся традиции.
Кроме открытых публике знаменитых шедевров здесь впервые демонстрируются произведения из переданной «Новому Иерусалиму» в августе нынешнего года конфискованной коллекции гражданки США Жанны Булах, бывшей жены бывшего министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова. Это «Портрет девочки» Владимира Маковского, «Сосны на берегу залива» Ивана Шишкина и «Портрет старика» Василия Сурикова.
В 2014 г. эти полотна вместе с другими 1300 произведениями искусства и предметами антиквариата пытались вывезти за рубеж морским путём. Тайный груз задержали в порту Санкт-Петербурга. Сейчас большинство конфискованных артефактов находится у экспертов и после подтверждения подлинности тоже пополнит коллекции музеев Подмосковья.
В экспозиции есть мультимедиазона: можно создать картины при помощи интерактивной световой проекции, способной реагировать на движения человека, или познакомиться с шедеврами на тач-столе.
Выставку сопровождает инклюзивная программа. Для незрячих и слабовидящих посетителей подготовлены тактильные рельефы по мотивам ключевых экспонатов и специальные этикетки с нанесением шрифта Брайля. А для инвалидов по слуху организованы адаптированные экскурсии с сурдопереводчиком.
Выставка будет работать до 29 марта 2020 г. Подробности на сайте: welcome.mosreg.ru.
Комментарий
Генеральный директор музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов:
– В рамках этого сборного проекта мы представляем в нашем музее знаковые произведения со всего подмосковного региона, в том числе ключевые экспонаты своей собственной коллекции. В результате посетители, познакомившиеся с выставкой, смогут в полной мере оценить всё богатство и многообразие художественного наследия Московской области. Я думаю, это ещё и хорошая возможность показать, что столь масштабные и столь высокого уровня выставки с успехом могут принимать не только столичные музейные площадки.