Это чистой воды «киношка для крутых парней», где настоящие мужчины сурово и планомерно бьют невозмутимые лица друг друга. Причём делают это всеми попадающими под руку металлическими предметами — подносами для еды, столами-стульями, цепями, трубами и, конечно же, составными частями авто. Ах да, ещё там много взрывов, очень много. Но поскольку дело происходит в тюрьме, а зеки все люди не богатые и в средствах ограниченные, им и приходится взрывать друг друга с завидной изобретательностью. Особенно отличился, естественно, главный гонщик Дженсен Эймс (Джейсон Стетхем) — как-никак сталелитейщик, настоящий мужик. Одной маленькой штучкой-дрючкой собрал горящую кучу из колонны полицейских машин и подпалил соперника прицельно катапультированной канистрой напалма.
Под номером два в списке мужских примочек фильма, конечно же, сами гонки. К счастью, несмотря на нарочитый драматизм сюжета (который, кстати, ещё аукнется до тошноты проникновенной отповедью главного героя в конце), режиссер не стал особенно вдаваться в подробности отношений гонщиков между собой. Переглянулись ненавистно пару раз на поворотах, выругались друг на друга стерилизованным киношным полуматом — и хватит. Абсолютный максимум экранного времени отдан во власть проржавелых, обшитых бронёй и пулемётами тачек, которые таранятся, расстреливают друг друга, визжат на поворотах и рано или поздно взрываются — иногда после неслабого кульбита в воздухе или на асфальте. Особенно впечатляют кадры, снятые с носа едущих машин: ощущения от просмотра на большом экране почти такие же, как от визита в парк аттракционов, плюс остроты добавляет неплохой саундтрек и почти незатихающие звуки выстрелов. Ещё один приятный бонус фильма — фигуристые девушки в странноватой для зечек, но от этого не менее симпатичной форме одежды.
Но сказать, что кино вышло уж совсем для мальчиков, нельзя. Про девочек режиссёр Пол Андерсон («Смертельная битва», «Обитель зла») тоже не забыл и специально для них по полной использовал все достоинства Джейсона Стетхема, среди коих мужественный профиль, печальный взгляд и истатуированные мускулы. В эпизоде, где наш несправедливо осуждённый герой попадает в тюрьму, Стетхем долго и старательно позирует перед объективами тюремных фотоаппаратов (а со стороны посмотришь — как будто на обложку собирается), после чего и вовсе демонстрирует в кадре свои оголённые ягодицы. В общем, дамам тоже есть на что посмотреть. А главное, можно не волноваться за то, что вредные сценаристы захотят угробить главного героя в угоду моде на плохие концовки: персонаж настолько весь из себя хорош и обижен жизнью, что не победить всех плохих и не спасти всех хороших просто не может.
Правда иногда эта нарочитая хорошесть переходит все границы правдоподобия и, главное, удобоваримости персонажа зрителем. Трудно представить, что только что свернувший кому-то шею сталелитейщик готов остаться в тюрьме и позволить дочке счастливо расти в приёмной семье. И когда Стетхем, со всей своей, мягко говоря, скромной мимикой, изображает серьёзные раздумья над этим вопросом, всякое сочувствие зрителя к персонажу растворяется благодаря нелепости сцены.
Ещё одна чужеродная тема, которая непонятно зачем появилась в «Смертельной гонке», — это семейные ценности, причём выведенные в какой-то почти притчевый абсолют. То ли Андерсон решил таким оригинальным образом взбодрить соотечественников, погрязших в экономическом кризисе (который в фильме довёл мир чуть ли не до апокалипсиса), то ли на него так повлияло недавнее прибавление в собственной семье, но сердечные страдания главного гонщика становятся фактической завязкой фильма и выплывают в финальных словах перед титрами.
Но в общем эти досадные промахи можно списать на специфику жанра. Ну не дались Андерсону психологизм и многогранность характеров, зато хорошо дался незамысловатый, но в то же время не переходящий границы банальности и даже захватывающий сюжет. Дались драки, крутая езда и перестрелки, дался в полном смысле этого слова качественный экшен, а психологизм и многогранность — удел отнюдь не боевиков и гонок. Кстати, весь этот экшен отлично вписывается в общий фон, состоящий из ржавого железа и хмурого неба, который, в отличие от героев, не раскисает к концу. Отделённая от всего мира островная тюрьма и сам мир, мало чем от неё отличающийся, заставляют зрителя поверить и вжиться в реальность смертельной гонки.
«Смертельная гонка» в прокате с 11 сентября