Примерное время чтения: 6 минут
759

Борис Ноткин: Еще никто не предложил карту пути в светлое будущее

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Великий шут в эпоху мелкого царя 23/01/2013
Коллаж Андрея Дорофеева, использованы рисунки В. Маковского, Д. Кардовского, С. Коровина

Кончилась жизнь одного из самых неброских, беспонтовых коллективов города. На его место пришла полная противоположность - каждый спектакль К. Серебренникова наверняка будут сопровождать, как и в прошлом, аншлаг, информационный шум и споры профессионалов. 

Почти мёртвые души

Операцию осуществил один из немногих в стране руководителей с успешной кредитной историей - Сергея Капкова назначили возглавлять столичный Департамент культуры не из-за протекции какого-то плана, а после беспрецедентного превращения им бомжеватого ЦПКиО им. Койкого в Парк Достойного Досуга.

Но почему на сей раз - с «перепрофилированием» театра - не было такого же единодушного одобрения? Потому что пол-России - сплошной театр Гоголя - неконкурентоспособные, растренированные… Эти лишние люди подозревают, что для некоторых они уже почти мёртвые души…

Их обида усугубляется крайне завышенной самооценкой. Спросите любого знакомого: «Ты хороший работник?» И, глядя вам в глаза, рабочий как на исповеди признается, что он «мастер золотые руки», а руководитель - что он «от бога»… Просто им немного не повезло - кому с начальством, кому с народом. Впрочем, одного министра финансов у нас называли Плюшкиным за его якобы удушающее жмотство, а когда разразился мировой кризис, то стали благодарить за стойкость и прагматизм.

Конечно, театры, больше напоминающие богодельни, - унылое зрелище. Но когда в роли Акакия Акакиевича, лишённого шинели, оказываются некогда обожаемые артисты, фильмы с участием которых и сейчас дают наивысшие рейтинги в красные дни календаря, - это уже диагноз тяжёлой болезни. Насколько тонка эта грань, видно из робкой попытки провести санацию никчёмных вузов. Какой визг поднялся в бесчисленных шарашкиных конторах! Ну хотят они продолжать продавать и покупать филькины грамоты о высшем образовании! Хотя критерии оценки их эффективности можно ставить под сомнение, несомненно несоответствие громадного числа гуманитарных институтов хоть каким-то европейским стандартам.

Советские доценты научного коммунизма или политэкономии социализма, ставшие профессорами культурологии и завкафедрами макроэкономики, продолжают плодить неучей, полностью покрывая платёжеспособный спрос на платья голого короля. В отличие от театра здесь нельзя ограничиться ремонтом помещения и посылкой модного режиссёра. Где взять тысячи специалистов с глубокими фундаментальными знаниями, с рабочими иностранными языками, выросших в уважаемых научных школах?

Ещё более драматичная ситуация в промышленности и ЖКХ. Поскольку многие читают газету перед сном, про здравоохранение, во избежание ночных кошмаров, лучше не писать! Впрочем, все и так знают про рекордный вклад ведомства в увеличение ревизской сказки мёртвых душ…

Если ещё добавить постоянное подозрение публики, что реформы затевает Павел Иванович Чичиков, только чтобы оттяпать здание, принадлежащее хоть музею, хоть министерству обороны, даже самые необходимые меры энтузиазм общественности вряд ли вызовут.

Кто выпишет рецепт

К сожалению, в России решать современные крупные проблемы очень трудно без принципиальных системных изменений. И тут предлагаются два противоположных рецепта.

Первый - всё как на Западе: политическая конкуренция, свободная пресса, не зависимый от исполнительной власти суд. Как поёт Гарик Сукачёв: «Знаю я, есть края…» Только как туда добраться?

Народ помнит, как результаты честных попыток Манилова - Горбачёва открыть шлюзы демократии в стране, сбитой железом и кровью в мощную империю, сначала напомнили развал Австро-Венгерской монархии, а потом в Чечне Собакевич и Ноздрёв подвели нас к югославскому сценарию.

Ну а приватизация, проведённая в России кузенами Ивана Александровича Хлестакова, говорят, была описана во втором томе «Мёртвых душ», и именно поэтому его сожгли.

Не стоит полагать, что театр Гоголя блистает только у нас. Например, близкий родственник считавшегося невыездным Манилова обнаружился в самом неожиданном месте - в американском Белом доме. Сначала он беспечно проморгал угрозу ползучего исламистского переворота в Египте, а когда тамошние военные задумали остановить «братьев-мусульман», обнаружилось отсутствие политической воли, чтобы оказать им поддержку. Причём бездействие сопровождалось прекраснодушными здравицами в честь победы демократии и «арабской весны».

Мне кажется такой же маниловщиной ждать прочных демократических основ в нашей стране при столь малом удельном весе среднего класса в структуре собственности. Конфликт между «Норникелем» и «Русалом», «Газпромом» и «Роснефтью» разрешается гораздо органичнее не в независимых судах или законодательных органах, а в администрации президента. Когда средний класс России составит 60%, роль Городничего сразу станет незаметной.

Если для перехода от суверенной демократии к обычной требуется гений нового П. А. Столыпина, то для второго рецепта - превращения Коробочки в Василису Прекрасную - особой изобретательности не нужно. Поскольку наша элита поражена коррупцией и отсутст­вием патриотизма, её следует, говорят сторонники этого лекарства, хорошо почистить. Для этого в спецслужбу набирают надёжных опричников, и те быстро вычищают всю скверну. Хотя аплодисменты зала гарантированы, никто не объясняет, как при этом проскочить 37-й год.

Мои рассуждения, конечно, не понравятся мечтающим ни о добром Сталине, ни о швейцарской России. Но, на мой взгляд, пока никто реальной дорожной карты в светлое будущее ещё не предложил. Поэтому нам вслед за великим Николаем Васильевичем Гоголем следует верить в птицу-тройку, согреваться юмором и действенно любить всех людей, которым выпало родиться в нашей стране. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах