Примерное время чтения: 9 минут
3712

«Облачный атлас»: «Оскар» за грим?

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Те, кто успел посмотреть новый фильм «Облачный атлас» за эти первые дни проката, был снабжен заранее несколькими фразочками, бродящими в воздухе: «это какая-то фантастика, может быть интересно», «очень сложный фильм», «крупнейшее кинособытие осени» (в последнем уже критики виноваты). Вооружившись этими ярлыками, лучше отправиться не в кино на фильм от создателей «Матрицы», а домой спать. Итак, что такое «Облачный атлас» и почему говорят, что в российском прокате он если еще не провалился, то непременно провалится?

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Фильм «Облачный атлас» — для тех, кто любит современное голливудское кино, кто привык к нему и все ему простит. Не надо ждать от студии «ХХ век Фокс» ни артхауза, ни авторского кинематографа. Картина братьев Вачковски и Тома Тыквера — необыкновенно умный, объемный, всеохватный, глубокий, даже незабываемый... масскульт. В самой этой фразе есть оксюморон, правда? Известная истина: тот, кто старается усидеть на двух стульях, рано или поздно обязательно рухнет на пол. Угождая и нашим, и вашим, вы получите и от ваших, и от наших. Любители масскульта, тем более с голливудскими замашками, с трудом воспринимают кино, где их заставляют думать. Любители же философского кино терпеть не могут чересчур бодрого экшна и свойственных боевикам упрощений. Вот поэтому во время сеанса «Облачного атласа» кое-кто уходит.

Великолепный, блестящий, сверкающий сценарий! Задумка, которую Вачовски выудили из романа современного британского писателя Дэвида Митчелла, превзошла самого Митчелла. Только представьте: действие происходит в шести временах: середина XIX века, 30-ые и потом 70-ые годы ХХ века, наши дни, 2144 год и потом еще год неведомый в таком далеком будущем, что там уже и счет пошел с новой точки — «106 год после крушения». И, как говорится, всюду жизнь. Всюду люди... Одни и те же. Именно что одни и те же! Точнее сказать, инкарнации, воплощения. Сами не зная об этом, персонажи из прошлого, настоящего и будущего связаны между собой. Собственно, это и есть идея фильма.

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Она не нова, прямо скажем. Слава Богу, что братья-режиссеры оказались немногословны и не стали кормить зрителя большой порцией философии-фри. Но когда нам все же приходится слушать слова, текстовое наполнение, то мы получаем Паоло Коэльо — в очень упрощенном и дешевом варианте.

Дешево! В фильме есть дешевые приемы, пусть и завернутые в блестящие обертки. Дешево смотрятся стрелялки и погони, из которых герои чудом выбираются, по пути грохая десятки врагов, в последнюю секунду успевая спрятаться, удержаться, взлететь, подпрыгнуть и прочее. Таких погонялок мы видели сотни. Дешевы приемы, которыми нас постоянно пугают, держа в напряжении, как на ужастике: вот-вот кто-нибудь выскочит, нападет, выстрелит, зарежет...

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Дешева фантастика: в разных антиутопиях наш Замятин или английский Оруэлл посильнее будет. В будущем вместо национального вопроса нас ждет разделение на чистокровных и фабрикантов: одни — почти небожители, вторые — низшая каста, мясо, рабочая сила. У фабрикантов есть катехизис, который гласит «почитай потребителя своего» и запрещает фабрикантам быть личностями. Свежо, оригинально? Не очень.

Что же в фильме дорогого? О, этого много. Он вообще большой, «Облачный атлас». Три часа насыщены до предела, и каждую секунду что-то происходит. Картина становится дорогой, незабываемой тогда, когда режиссеры перестают вообще использовать «приемы».

Дорога история любви — бесконечной, нежной, чистейшей — между композитором Робертом Фробишером и его возлюбленным. На первом моменте, когда возникает гомосексуальная тема, в зале слышатся смешки. Но письма, зачитываемые вслух, звучат за кадром, и в них такая глубина и поэзия, что забываешь, кто субъект, кто объект и кто какого пола — и смешки гаснут.

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Дорог юмор — брутальный автор романа «Кулаком в зубы» дает автору негативной рецензии кулаком в зубы и скидывает его с балкона. А чего стоит история его незадачливого издателя, которого собственный брат в виде шутливой мести упрятал в дом престарелых? И как он с тремя пожилыми маразматическими «мушкетерами» («один за всех, и все за одного!») из этого дома престарелых смог сбежать? Дороги красивые кадры, коих в фильме — россыпи и россыпи: машина, упавшая в реку, чьи стекла медленно трескаются под напором воды, и прозрачные струи в замедленной съемке заполняют салон...

Наконец, дороги актеры! Тут отдельный разговор.

Мужская часть зрителей просто не сможет поднять взгляд на прекрасные глаза Хэлли Берри, поскольку одно из первых появлений ее в фильме имеет следующую мизансцену: застрявши в лифте с пожилым ученым, красотка-журналистка стоит у стены, раскинув руки на поручень и прижавшись к стене спиной, и мы наблюдаем ее выразительные формы... И это, пожалуй, единственный момент за весь фильм, где Хэлли Берри удалось полностью и открыто выразить свою сексуальность. А дальше — каких только ролей ей не пришлось сыграть! Только в титрах нам удастся узнать, что знаменитая женщина-кошка выступила в «Облачном атласе» даже в эпизодической роли подпольного лысого доктора из будущего, у которого вместо одного глаза вставлен хитроумный аппарат.

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Досыта наигрались в переодевания и другие артисты. Не зря речь идет о реинкарнациях и воплощениях: одни и те же актеры, феерически загримированные, работают в разных веках и разных образах. Причем когда знакомый разрез глаз Хьюго Уивинга нам мерещится то в XIX , то в XXII веке, а то и вовсе в межпланетном будущем, просто диву даешься! А Хью Гранта нередко гримировали так удачно, что кое-где он просто неузнаваем. Потрясающий пожилой артист Роберт Файв почти во всех актерских перевоплощениях внешне узнаваем, но какая сила таланта! То он «старый попугай» из престарелого дома, который только и умеет что говорить «я знаю, я знаю!» — но в нужный момент выдает такое... То он знаменитый композитор, из которого уже песок сыпется, — грубый, самодовольный старикан. Все ярчайшие образы. Что уж говорить о Томе Хэнксе, который просто прошелся сквозь эпизоды легко, будто всю жизнь прожил в том веке, в котором родился его персонаж...

Как верно пишут свободные рецензенты, за один грим фильм достоин «Оскара».

Итак, всем любителям вызывать духов и через подсознание выискивать следы своих прошлых воплощений рекомендуется к просмотру. Но уж тогда не роптать на проекцию в будущее, которое разве что в страшном сне привидится: такого никакой эзотерик вам не придумает.

Любители философии порадуются, что, помимо основного месседжа о связи времен, в каждую из шести рассказанных истории режиссеры вложили свой подтекст: одна о любви, вторая о страхе, третья о свободе, четвертая о вере, пятая о долге, шестая о милосердии. Но в таком случае перестрелку и экшн в лучших традициях Голливуда придется перетерпеть.

Любителям красивой картинки придется затыкать уши. Поклонникам романтических историй ни к чему смотреть на перерезанные горла... Такой он разный, этот «Облачный атлас».

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах