Возможно ли, что российское киносообщество, как когда-то американское, утвердит кодекс нравственности и перестанет показывать нам фильмы про хороших развратников и притягательных бандитов? С этим вопросом мы обратились к известному культурологу Даниилу Дондурею.
Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино»:
– Это странно, но тема нравственности у нас стала табуированной: она никогда не обсуждается ни высшей политической властью, ни элитой, ни художниками, о ней никто никогда не говорит. А мораль как основной способ организации человеческого общежития пронизывает всю нашу деятельность от отношений в семье до воровства в бизнесе. Без запретов и разрешений общество лишается человеческих черт и становится стадом. Поэтому очень странно, что в течение 15 лет (с 1993 года) этот важнейший вопрос никогда не поднимается, только на кухнях, как в советское время.
Возникновение этического кодекса Хейса, о котором говорил премьер-министр, в России невозможно. В США кодекс не был спущен сверху, он не пришел от президента. Кодекс был инициирован и приведен в действие самими бизнесменами, продюсерами, художниками, прокатчиками, инвесторами, дистрибьюторами, то есть всей величайшей американской киноиндустрией, которая, как известно, зарабатывает две трети (!) мировых денег в кино. Из каждых ста долларов, собираемых в мире с фильмов, шестьдесят семь получают американцы, и это не случайно.
Российские бизнесмены никогда не пойдут на создание этического кодекса, а из-под палки это сделать почти невозможно. Бизнесменам нужно зарабатывать деньги и ничего другого они не видят. Они немножко боятся политической власти, но сегодня проконтролировать их невозможно. Рынок против самоорганизации, потому что преступления хорошо продаются. Бизнесмены против этики, потому что они хотят зарабатывать деньги. Общество разложилось и не готово думать о том, что мораль значима. Бизнес-элита и экономисты не понимают, что коррупция – это всего лишь налог на плохую мораль. А Иосифа Виссарионовича сегодня нет. Нет никаких серьезных оснований полагать, что российский кодекс Хейса будет приведен в действие. Но я все-таки рад тому, что премьер-министр об этом задумался, стал говорить об этом, впервые за двенадцать лет послал сигналы о том, что это значимо. Это хорошо, потому что если нет в голове у Путина – нет в российской жизни.
Справка
Этический кодекс Хейса появился в США в 1930-м году. Его создание было инициировано Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (современной Американская ассоциация кинокомпаний), кодекс назвали по имени политика-республиканца Уильяма Харрисона Хейса, возглавлявшего организацию в 1922–1945 годах. Согласно кодексу, кинодеятели не должны были снимать ленты, подрывающие нравственные устои общества, склоняющие симпатии зрителей на сторону преступников, а также пропагандирующие насилие, употребление наркотиков и алкоголя. Также создатели фильмов договорились не забывать о пропаганде религиозных и семейных ценностей. Став в 1934-м году неофициальным, кодекс действовал вплоть до 1960 года и был полностью упразднен лишь в 1967-м. Таким образом, на фильмах, снятых за время действия кодекса, выросло несколько поколений американцев.