Сбор труппы МХТ им. Чехова худрук театра Олег Табаков начал с шутки: «Прошлый сезон был не очень результативен, надеюсь, в этом наверстаем. Одной из ближайших премьер на Основной сцене станет пьеса Набокова «Событие» в постановке Константина Богомолова с участием Александра Семчева, Марины Зудиной, Дмитрия Дюжева и моего ученика, успешного кинорежиссёра, дебютирующего у нас на сцене, - Филиппа Янковского. Затем будут «Дом» Гришковца, «Бесы» и «Преступление и наказание» Достоевского на Малой сцене. В связи с этим часть труппы настаивает на переименовании театра в театр им. Достоевского».
Отдать долги
Открылся сезон громкой премьерой - «Мастером и Маргаритой» в постановке Яноша Саса и спектаклем «Дом» Гришковца в постановке Сергея Пускепалиса, а закончится, вероятно, «Зойкиной квартирой» (за неё возьмётся режиссёр Кирилл Серебренников).
О.Т.: - Этот театр, я имею в виду МХАТ 30-х годов, доставил много неприятностей Михаилу Афанасьевичу. Надо платить по счетам! Видимо, это выпало на наше время. Так что рассчитаемся! - объясняет Табаков повышенное внимание к Булгакову.
«АиФ»:- Олег Павлович, в июне практически в последний раз был сыгран самый, наверное, кассовый спектакль МХТ им. Чехова - «№ 13» Владимира Машкова с Евгением Мироновым в главной роли. По Москве тут же поползли слухи – мол, сложные взаимоотношения у Миронова с Олегом Павловичем… А что произошло на самом деле?
О.Т.: - Спектакль этот намеренно никто не убирал. Просто Женя Миронов, ссылаясь на усталость, на объём работы, который выпал на его долю в Театре наций, в кино, неоднократно говорил мне, что, дескать, устал, устал… У нас с Володей Машковым была мысль: в сентябре устроить прощание со спектаклем, а потом (хитрая пауза), месяца через полтора, должен был появиться спектакль «№ 13а». Но… Пока не получается - у Жени проблемы со здоровьем, он совмещает лечение с подготовкой к открытию своего театра после реконструкции. Посмотрим, как будут развиваться события… Хотя судьба этого спектакля - хрестоматийно-показательная. В своё время только ленивый не возил лицом по асфальту руководство этого театра за появление ТАКОГО (делает большие глаза) на святой мхатовской сцене. Однако зрители поставили на место «румяных критиков моих».
А про то, какая постановка займёт его место, я вам скажу так: хиты - хитами, а сборы - сборами (достаёт увесистую пачку документов). Вот, смотрите, на октябрь уже продано 36% билетов, на сентябрь - 68%. В общем, как говорила покойная Люся Гурченко: «Нормалёк! Аллес нормалес!» И вопрос денежной состоятельности у этого театра не встаёт. Мне не хочется смущать души или мучить коллег произнесением вслух средней заработной платы актёров этого театра…
«АиФ»:- Боитесь, завидовать будут?
О.Т.: - Надеюсь, до этого не опустятся… Завидовать можно мне - что у меня есть пятилетняя дочка Машка. А всему остальному чего завидовать?
В драме - кризис
«АиФ»:- В прошлом вы грозились сыграть Каренина, а теперь отдали эту роль молодым актёрам из открывающейся при МХТ им. Чехова «Седьмой студии». Перегорели?
О.Т.: - Я сыграл Каренина на радио - в аудиопостановке «Анны Карениной». 24 серии этой передачи пользовались, видимо, хорошим спросом - если судить по размещаемой в ней рекламе. Что же касается сцены… В этом случае спектакль пришлось бы назвать «Дед Алёша», а это неправильно. Он всё-таки Алексей Александрович Каренин (смеётся).
Эту инсценировку - «Каренин» - специально для нашей «Седьмой студии» написал современный драматург Василий Сигарев. Почему «Каренин»? Он считает, что именно Алексей Александрович был самым страдающим персонажем в этой истории.
Но я себя не обделил - в «Табакерке» сыграю в «Гнезде глухаря» В. Розова, а в МХТ - с Авангардом Леонтьевым в пьесе австрийского драматурга Хохвельдера «Невиновный». По жанру это будет трагикомедия.
Если же говорить о современной драматургии всерьёз, то всем, кто интересуется театром, понятно, что мы давно попали в затяжную полосу кризиса драматической литературы. Как говорил один из основателей МХАТа Владимир Немирович-Данченко, театр всегда должен ставить современную литературу. Но когда её нет, тогда надо брать нечто из классики, но такое, чтобы это было существенным аналогом современным проблемам. Поэтому в следующем сезоне появятся и Достоевский, и «Письмовник» Михаила Шишкина. Поэтому же в «Табакерке» обращение к «Гнезду глухаря» с его главной темой - о дележе зон влияния, о том, что совесть для иных стала условностью, о том, как умением устроиться, возможностью звонить «нужным людям» калечатся души. Это едва ли не самые важные проблемы в современном мире, где уже нет чистых и нечистых, где всё перепуталось.
Знаете, я сдал свою квартиру на Покровке и уже три года снимаю четверть маленького домика в оздоровительном комплексе РЖД под Москвой. Вот там все эти проблемы - как на ладони!
«АиФ»:- Вы обмолвились, что хотите позвать Юрия Любимова в «Табакерку».
О.Т.: - Я коллегиален, и когда в департаменте нашем случаются какие-то горькие происшествия, то я… Я просто подумал, что, может быть, это и ему будет интересно - скажем, взять и сделать трилогию Сухово-Кобылина: все три пьесы в одном пространстве. Ещё одна давнишняя моя затея - чтобы у нас поставил спектакль Роберт Стуруа, уже восьмой или девятый год бьюсь над этой задачей.
«АиФ»: - С Любимовым вы будущую работу уже обсуждали?
О.Т.: - Пока нет. Я объяснил представителям власти: пусть сперва Юрий Петрович завершит свои юридические взаимоотношения с тем театром, которым он занимался, а после этого начнём обсуждать совместную работу. Поймите, в предложении моём менее всего демонстрации, позёрства. Это просто цеховая солидарность.