Критики упрекают Джоан Роулинг в том, что большая часть существ в ее произведениях – это не ее придумка, а заимствование из народных сказок, мифов и литературы. Фанаты же стоят на том, что пусть так оно и есть, но ведь все эти сказочные чудища вполне гармонично сочетаются в мире Гарри Поттера. В общем, споры критиков и поклонников поттерианы не утихают, у каждой стороны свои аргументы. Мы же, по наводке онлайн-издания neatorama.com, решили разобраться, какие существа и персонажи Роулинг позаимствовала для своей саги и чем они отличаются от прототипов.
Гриндиллоу
Источник: сказки Ланкашира и Йоркшира
Прототип: Появились в мифологии еще несколько сотен лет назад. Взрослые рассказывали своим чадам страшные истории и монстрах, живущих в прудах и озерах и утаскивающих зазевавшихся детей на дно. Разумеется, у этих историй была практическая цель – сделать так, чтобы дети не ходили купаться без взрослых и случайно не утонули.
У Роулинг: Одомашненные гриндилоу были чем-то вроде сторожевых псов у водного народа, живущего в озере Хогвартса. Гарри пришлось сражаться с этими мелкими монстрами во время магического Турнира Трех Волшебников. Не прирученные представители этого вида существ также как и их прототипы из народных сказок представляли опасность для учеников Хогвартса, поэтому обороняться от них юных магов обучали на на уроках защиты от тёмных искусств на третьем курсе.
Василиск
Источник: древнегреческая мифология
Прототип: В средние века в Европе считали, что василиски – вполне себе реально существующие животные. И даже охотились на них. Благо, что первые описания этих существ не нагоняли такого страху, как василиск из книг о Поттера. Это было создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. Величиной оно достигало лучшем случае полтора метра, обладало ядовитым дыханием и могло обратить человека в камень одним только взглядом.
У Роулинг: Король змей. Огромная змея, размер которой в десять раз превышает габариты мифологического василиска. От своего прообраза сохранил умение превращать людей в камень. Считается, что первого василиска вывели черные маги, заставившие жабу высидеть куриное яйцо. В средние века, кстати, считалось что именно таким образом можно завести себе ручного василиска. Но ни у кого не вышло.
Боггарты
Источник: английская мифология
Прототип: В английских сказках, боггарты (или бугимены) – обычные домовые. Как правило боггарт дружелюбно настроен к хозяевам дома, но если его рассердить, он способен и на злые проделки (отвязывает домашний скот, бьет посуду, крадет пищу). Иногда боггарты могли без устали измываться на обитателями дома только чтобы от души посмеяться, глядя на их страдания.
У Роулинг: Опасные привидения, которые умеют принимать форму самого ужасного страха человека, которого хотят напугать. Они обычно обитают в закоулках дома, под кроватью, в ящике под умывальником, в шкафах, иногда даже в футляре от напольных часов, так как любят темноту. Победить его можно, громко рассмеявшись. У волшебников Хогвартса есть даже специальное «высмеивающее» заклинание на случай встречи с боггартом.
Дементоры
Источник: «Властелин колец»
Оригинал: Роулинг всегда отрицала, что какие-либо ее персонажи похожи на героев трилогии Толкиена. Хотя критики писательницы утверждают, что огромный паук Арагог из «Гарри Поттера» - вылитый паучиха Шелоб из «Властелина колец», а Волан де Морт – ну чистый лорд Саурон. Дементоры же очень похожи на назгулов – высокие, худощавые, их лиц не видно их под черных капюшонов. Как и в случае с назгулами, жертвы дементоров при контакте с ними ощущают замогильный холод и страх.
У Роулинг: В общем-то, все уже сказано выше. Добавим, что как во «Властелине колец» назгулы служили Саурону (Темному Властелину), так и в «Гарри Поттере» дементоры встали на службу Волан де Морта (Темного Лорда).
Крестраж
Источник: славянские сказки
Оригинал: Еще до того, как Темный Лорд додумался разорвать свою душу на семь кусочков и заключить каждый в определенный предмет, такую штуку проделал никто иной, как Кощей Бессмертный. Как мы помним из детства, бессмертие Кощея было заключено в иголке, спрятанной в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в сундуке.
У Роулинг: Предмет, в котором заключена часть души мага. Чтобы разорвать свою душу, маг должен совершить самое тяжёлое из злодеяний — убийство, после чего с помощью какой-то магии (Роулинг ее не описывает, ибо призналась в интервью, что процесс создания крестража просто омерзителен) часть души заключается в неодушевлённый предмет. Таким образом маг отделяет душу от тела и получает бессмертие. Даже если он умрет, то сможет себя воскресить.
Личи
Источник: современное фэнтези
Оригинал: Маг, ставший нежитью (то есть умер и воскрес), по одним версиям — после смерти, по другим — вместо смерти. Чтобы стать личем, маг приносит человеческую жертву и заключает свою душу в особый предмет, после чего умирает и возрождается уже полноценным личем, то есть нежитью, мало похожей на человека. Некоторые личи больше похожи на скелеты.
У Роулинг: Волан-де-Морт – никто иной, как лич. Все каноны соблюдены: он заключил свою душу в определенный предмет (даже в несколько), умер и возродился, утратив человеческий облик.
Философский камень
Источник: реальная история
Оригинал: В описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного превращения металлов в золото, а также для создания эликсира жизни. Его создание приписывают алхимику Николя Фламелю, который пытался синтезировать камень еще в 14-ом веке. Говорят, что ему это удалось и благодаря эликсиру жизни он обрел бессмертие. Фламель умер в 1418 году, но еще несколько столетий его продолжади видеть по всей Европе вместе с его женой. Спустя два века после смерти, могилу Николаса Фламеля вскрыли, но его тела в ней не обнаружили, а в 1761 году его видели на спектакле в Парижской опере.
У Роулинг: Фламель действительно изобрел камень, благодаря которому прожил со своей женой 600 лет. Решение директора Хогвартса (с разрешения Николаса Фламеля) уничтожить философский камень и, как следствие этого, привести к смерти самого Фламеля, наводит на мысль, что либо Философский камень был найден случайно и его создание повторить нельзя, либо Фламель и Пернелла уже наскучили этой жизнью и решили наконец уйти на покой.