Целая армия российских киномэтров пошли на поводу у модной тенденции признаваться в любви одному большому городу в одном большом фильме. По примеру лент «Париж, я люблю тебя» и «Нью-Йорк, я люблю тебя» 18 новелл они объединили под неоригинальным названием «Москва, я люблю тебя» и приготовились ждать реакции зрителей. Корреспондент Аиф побывал на премьерном показе потенциального кинохита и разузнал у звездных участников проекта и их не менее звездных гостей, что они думают про патриотический пафос, сусальное золото и гламурный лубок. Ну и понравился ли им сам фильм, разумеется.
Премьерные страсти
Под проливным дождем и пронзительным ветром встречал дорогих гостей «Пушкинский». Автор и креативный продюсер проекта Егор Кончаловский не стал дожидаться «особо важных персон» на улице, а почти час стоял у входа, отбиваясь от журналистов. За это время он успел дать практически полноценное интервью. Егор Андреевич заверил, что свой проект создавал с чистого листа, - «Вот вам крест святой, я не видел ни «Парижа», ни «Нью-Йорка». Рассказал, за что любит Москву – «я лично люблю Москву за то, что это моя родина, за то, что я вернулся в нее, прожив 8 лет в Лондоне», за то, что здесь мне платят деньги и я востребован». Поделился Кончаловский-младший и тем, какое место в Москве – его самое любимое: « Это лифт в моем подъезде. В нем всегда такие философские надписи. Вчера вот видел – «Слава в Киев не поедет».
Рассказал он и про понты: «Понты… это, конечно, дело хорошее. Есть у меня знакомый один, он ездит на Ягуаре, а спит на раскладушке в коммуналке. Вот это я понимаю – понты».
Самым лучшим артистом, с которым он работал, Егор Кончаловский назвал Евгения Миронова. –«У него непревзойденная внутренняя магия, актерское волшебство». Не удержался потомственный режиссер и от некоторого кокетства: «В фильме 18 новелл, у меня любимые всего три: «Объект №1», «Этюд в светлых тонах» и моя».
Похвалил себя Кончаловский и когда вышел на сцену представлять съемочные группы. «Я горжусь собой. У меня хватило сил довести все это до конца!»
Оценивать то, что у него получилось, пришло немало звезд. Одно было странно: великолепные актеры, сыгравшие в новеллах, премьеру проигнорировали. Не было ни Миронова, ни даже Федора Бондарчука с семейством. Отдувался за «своих» один Костя Крюков с неизменной подругой. Актер сказало, что хочет увидеть кино, потому что любит Москву. «Здесь прошли самые страшные мои дни, и самые счастливые. Я люблю этот город».
В «Пушкинском» появились практически все представители клана Михалковых-Кончаловских. Исключая двух самых главных (Андрона Кончаловского и Никиту Сергеевича) фильм про Москву жаждали посмотреть Надежда Михалкова со своим Резо. Молодые супруги не восприняли премьеру как повод приодеться, поэтому приехали в джинсах, куртках. Долго и упорно бегали от папарацци, в зале периодически пересаживались с место на место, «путали следы». Были Артем и Степан Михалковы с супругами. Радовалась фотовспышкам и повышенному вниманию к своей персоне актриса Ольга Кабо. С некоторых пор она не пропускает ни одной премьеры, охотно демонстрируя дизайнерские и ювелирные обновки. И новоиспеченного богатого супруга, само собой, тоже. «Я пришла сюда, в первую очередь, чтобы посмотреть, что придумал Ваня Охлобыстин. Мы вместе с ним начинали, учились во ВГИКЕ. Несмотря на то, что путь его в кино сложен и витиеват, все, что он делает, это от сердца, всегда искренне. Я хочу увидеть первой».
Супруга Кончаловского актриса Любовь Толкалина на премьере светилась мало, но не заметить того, что она пришла с мужем в обнимку, было невозможно. Видимо, слухи о разрыве этой пары сильно преувеличены.
Очаровала гостей премьеры новоявленная актриса и экс-Мисс Москва Юля Образцова. Девушка приветствовала актеров-режиссеров, как родных, да и они обнимали «Юленьку» с большой радостью.
Обделили вниманием дизайнера Машу Цигаль и «фабрикантку» Сашу Савельеву. Обе красавицы, как ни старались, не смогли вызвать большой интерес к себе.
Спустя два часа, прослушав по десятому кругу подборку смикшированных хитов о Москве, гости расселись в зале. И началось.
Закулисные игры
Сама идея сделать русский народный сиквел фильма-признания возникла у Егора Кончаловского отнюдь не случайно. Он «включился в процесс» почти сразу же, как у него не сложилось с авторами французской ленты «Париж, я люблю тебя». Дело все в том, что Егор Андреевич был приглашен в тот проект в качестве продюсера..
Мэтр тут же заявил, что с ним французы хотели привлечь к проекту русские деньги. «Представляете, фильм о Париже на деньги русских?А мне сразу же пришла идея сделать подобный проект про Москву. Зачем деньги, которые я могу найти, отдавать французам, если можно снять свой собственный фильм?». Сказано — сделано.
Вообще-то российские киноманы уже видели этот фильм — по крайней мере, те из них, что заезжали в этом году на «Кинотавр». И тогда мнения критиков разделились. Одни говорили о высоком профессионализме участников проекта, другие — о не в пример забугорным фальшивой действительности российской столицы. Так или иначе, а авторы проекта каждый как мог постарался выразить в отведенных ему 5 минутах отношение к главному русскому городу. Получилось несколько хаотично, но без всякого сомнения искренне.
Кстати, автор амбициозного проекта, продюсер и режиссер Егор Кончаловский с критиками отчасти согласен. Он сам считает, что фильм вышел «неровным и эклектичным». Ему лично (и он открыто в этом признался) не понравилось, как многие «пятиминутки» сняты. Однако в дела творческие он вмешиваться не стал, и гости премьеры увидел ровно то, что режиссеры для них придумали. Сын своего отца, Егор Андреевич удивился, как по-разному люди смотрят на одно и то же.
Учитывая заявленный жанр - «городская романтическая комедия» возможности у авторов новелл сузились.
Некоторые режиссеры приняли эту узость за точку отсчета, показав Москву слишком уж сладкой. И, как ни странно, женской.
Сам Егор Кончаловский эту «женскость» подчеркивает в беседах с журналистами, говорит о том, что женский «перевес» случился и в количественном соотношении. Среди режиссеров оказалось шесть представительниц прекрасного пола, а это больше, чем это можно было ожидать.
Итак, сняли новый фильм о Москве Мурад Ибрагимбеков, Алексей Голубев, Вера Сторожева, Алла Сурикова, Василий Чигинский, Екатерина Двигубская, Георгий Натансон, Георгий Параджанов, Иван Охлобыстин, Екатерина Калинина, Элина Суни, Андрей Разенков, Александр Касаткин, Нана Джорджазе, Егор Кончаловский, Ираклий Квирикадзе, Артем Михалков и Олег Фомин. Кстати, западных имен в этом почетном списке нет, тогда как в французском и американских «эталонах» вся идея зиждилась на том, чтобы фильм снимали режиссеры разных национальностей.
Еще из минусов, которые отмечают недоброжелатели - Москвы в фильме почти нет, она — только фон для личных историй.
В ответ на опять-таки критические выпады в свой адрес, Кончаловский заявляет, "Что касается рекламных видов - на мой взгляд, важнее все-таки человеческая составляющая. Я бы очень любил Париж, если бы не было парижан. Климат делают все-таки люди, а не сталинские высотки". К тому же что цели показать город у него не было. А была — показать москвичей.
Но главное в этом новом фильме, разумеется, актеры. Те, чьи работы стоит отметить особо - Федор Бондарчук, Евгений Миронов, Дмитрий Дюжев, Любовь Толкалина, Евгений Стычкин, Максим Суханов, Иван Охлобыстин, сам Кончаловский и Артем Михалков.
В новелле «В центре ГУМа у фонтана» Екатерины Двигубской сыграли Дмитрий Дюжев, Наталья Фатеева, Альберт Филозов, Любовь Толкалина. И именно они «спасли «новеллу от фальшивой интонации. Позитивное настроение очевидно здесь, как в никакой другой новелле. И заветная встреча, даже спустя 20 лет, неизбежна.
«Москвичи», напротив, показали Москву бандитскую. Этот метр снял сам Егор Андреевич, а сценарий написал экс-поп Иван Охлобыстин. В их версии Москву населяют негры и кавказцы. Сатирические нотки вкупе с выдающейся анимацией также выделяют этот фильм из общей очереди.
Самая грустная история получилась у Веры Сторожевой ( «Скрипач»). Здесь Евгений Миронов играет киллера, который ценой своей жизни спасает маленькую девочку-цыганку.
Почти анекдот снял Александр Касаткин. В ее «Mosca ti aмo» Светлана Иванова играет студентку, влюбленную в итальянца (единственный иностранный актер в кино: (Джулиано ди-Капуа). Любовную идиллию нарушает милиция, решившая потребовать у итальянца регистрацию.
Еще один потомственный киношных дел мастер Артем Михалков снял эпизод под названием «Joв» (сцйенарий опять-таки Ивана Охлобыстина).
Григорий Антипенко изображает из себя играет безработного, который устраивается на работу в зарубежную фирму. Его чуть ли не пытают на собеседовании, в результате которого он на работу все-таки устраивается. И становится огромной плюшевой сосиской, раздающей рекламу на подступах к Красной площади. Идею Артём Никитич позаимствовал из собственного опыта: «Был у меня такой случай, когда меня как артиста брали на работу, и я подписывал договор с одной иностранной компанией. И там были такие пункты, ну, просто смешные, я думал, нереальные».
В другой, почти что философской новелле Артем Михалков из режиссера превращается в актера. В «Настоящей жизни» он играет внука, Александр Пашутин – умирающего деда. Оба встречают рассвет на утренней пробежке, и дед умирает.
Самые яркие и пронзительные фильмы получились у мэтра Георгия Натансона и Василия Чигинского. Первый рассказал о китаянке-скрипачке («Письмо бабушке Уйне»), второй - о работнице метростроя, которая по ночам рисует солнечные картины («Этюд в светлых тонах»).
«Объект № 1» Мурада Ибрагимбекова —маленький шедевр. В новелле нам показаны два друга-высотника –за работой на статуе Рабочего и Колхозницы, на церетелиевском Петре, и, наконец на «объекте № 1» – кремлевскей звезде…
На закономерный вопрос, почему в титрах не было видно Андрея Кончаловского — как никак отец. И своей работой, несомненно, мог бы украсить картину, Егор ответил, Андрей Сергеевич отказался снимать даже для «Парижа». Что уж вспоминать о Москве, - с таким предложением Егор к знаменитому отцу даже не обращался.
В общем, все с этим кино получилось так, как должно было. Слишком разные режиссеры снимали романтическое нечто. Самый большой его минус (несмотря на все отговорки авторов) - фильму явно не хватило интонации любви к городу, в котором и летом, и зимой (из 18 только одна новелла — зимняя) есть чему удивиться и чему порадоваться. Зато светлая интонация вышла очевиднее некуда. Мораль большинства московских кино-басен незамысловата, но трогательна: в Москве живут разные люди разных профессий, национальностей, менталитетов… у них у каждого своя беда, и свое счастье. Но чтобы ни случилось, они верят в удачу и в себя. Любят близких и никогда не опускают руки.
В прокат фильм выйдет в двух версиях - полной, из 18 новелл, которая выпускается всего лишь в 25 копиях и будет показываться в артхаусных («умных», как назвал их Кончаловский) кинотеатрах, и сокращенной - из 15 новелл (300 копий).