Примерное время чтения: 6 минут
838

Подлинная история Робинзона Крузо. Чьи приключения пересказаны в знаменитом романе?

«АиФ. Здоровье» № 23. Большинству россиян летний отдых не по карману 03/06/2010

Вперед, за золотом!

Александр Селькирк родился в 1676 году в Шотландии на побережье Северного моря в семье башмачника. В мастерской отца ему было скучно. Зато неудержимо влекло в харчевню «Красный лев», где собирались бывалые моряки. Спрятавшись за бочки, он слушал рассказы о «Летучем голландце» – паруснике с командой из мертвецов, о стране золота Эльдорадо, об отважных моряках и жестоких штормах, о дерзких набегах корсаров и награбленных богатствах.

Восемнадцати лет он покинул дом и отправился в море. Увы: вскоре судно захватили французские пираты. Молодого матроса пленили и продали в рабство. Но ему удалось освободиться и наняться на пиратский корабль.

Домой он вернулся с золотой серьгой в ухе и туго набитым кошельком. Но тихая жизнь скоро наскучила. И вот в начале 1703 года в «Лондон газетт» Селькирк прочитал, что знаменитый капитан Дампьер на двух судах готовится в плавание в Вест-Индию за золотом. Такая перспектива устраивала «заболевшего» морем и приключениями шотландца, и Александр записался в члены экипажа. Ему предстояло служить боцманом на 16-пушечной галере «Сэнк пор». Кроме нее во флотилию входил 26-пушечный бриг «Сент Джордж» – подарок короля Англии.

Цель похода – нападение на испанские суда, захват городов на суше. Курс – южные моря, страны Латинской Америки. Словом, обычная для того времени грабительская экспедиция под лозунгом борьбы Англии с враждебной Испанией.

Списан на берег

Поначалу корабельная жизнь протекала спокойно, но внезапно скончался капитан судна «Сэнк пор», на котором служил Селькирк. Дампьер назначил нового – Томаса Стредлинга, человека, знаменитого своим крутым нравом и жестоким характером. Началось трудное плавание. И не только потому, что у боцмана Селькирка не заладились отношения с новым капитаном. Теперь суда плыли по почти неисследованным морям. Полтора года корабли скитались по Атлантическому океану, совершая дерзкие набеги на испанские суда, а затем, следуя путем Магеллана, вышли в Тихий океан. У чилийского побережья английские корабли разошлись. «Сэнк пор» взял курс на острова архипелага Хуан Фернандес, где рассчитывал запастись пресной водой. Здесь-то и разыгрались события, благодаря которым имя Селькирка осталось в истории.

После очередной стычки с капитаном Стредлингом боцман Селькирк решил покинуть «Сэнк пор», к тому времени уже изрядно потрепанный и давший течь. В октябре 1704 года в судовом журнале появилась запись: «Александр Селькирк списан с судна по собственному желанию». В шлюпку погрузили кремневое ружье, фунт пороху, пули и огниво, платье и белье, табак, топор, нож, котел, не забыли даже Библию.

Селькирк предпочел ввериться судьбе на необитаемом острове Мас а Тьерра, входящем в архипелаг Хуан Фернандес, что в 600 км к западу от Чили, вместо того чтобы остаться на ветхом корабле под началом враждебного капитана. В душе он надеялся, что пробыть на острове долго не придется. Ведь корабли нередко заходили сюда за пресной водой. Но до того как на горизонте появится судно, надо было заботиться о еде – съестных припасов ему оставили лишь на один день.

К счастью, на острове оказалось множество диких коз. Значит, пока есть порох и пули, питание обеспечено. Однако время шло, а спасительный корабль так и не появлялся. Волей-неволей пришлось обосновываться всерьез на клочке земли, затерянном в океане. Обследовав «владения», Селькирк установил, что остров покрыт густой растительностью и имеет около 20 км в длину и 5 км в ширину. На берегу можно было охотиться на черепах и собирать в песке их яйца. В изобилии водились птицы, у берегов встречались лангусты и тюлени.

Жизнь на острове

Первые месяцы новоявленному робинзону было особенно трудно. И не столько из-за ежечасной борьбы за существование, сколько из-за одиночества. Как он рассказывал позже, потребовалось 18 месяцев, чтобы примириться с отшельничеством. Порой Селькирка охватывал страх: что если эта добровольная ссылка – на всю жизнь?! И он проклинал землю, приютившую его в океане, как и тот час, когда решился на необдуманный поступок. Знай он тогда, что корабль «Сэнк пор» вскоре после его высадки потерпел крушение и почти вся команда погибла, возможно, благодарил бы судьбу.

Каждый день Селькирк взбирался на самую высокую гору и стоял, часами всматриваясь в горизонт. Немало труда и выдумки потребовалось, чтобы наладить «нормальную» жизнь на острове. Подобно первобытным людям, он научился добывать огонь трением, а когда кончился порох, стал ловить диких коз руками. Однажды во время такой охоты он сорвался вместе с козой в пропасть и трое суток пролежал там без сознания. После этого Селькирк стал подрезать у козлят сухожилия ног, отчего те утрачивали резвость.

Прошло более четырех лет. Тысяча пятьсот восемьдесят дней и ночей один на один с природой! Какое напряжение физических и моральных сил, дабы не впасть в уныние, не дать отчаянию одержать верх! Трудолюбие, настойчивость в достижении цели, предприимчивость – все эти качества были присущи Селькирку так же, как в еще большей степени ими будет наделен его литературный собрат Робинзон Крузо.

Парус на горизонте

В начале 1709 года отшельничеству Селькирка пришел конец. 31 января в полдень со своего наблюдательного поста он заметил точку. Парус! Первый раз за эти годы! Но неужели корабль пройдет мимо? Нужно скорее подать сигнал! Но и без того было видно, что судно держит курс к берегу Мас а Тьерра. Корабль бросил якорь, от него отчалила шлюпка. Это были первые люди, которых он видел после 4,5 лет одиночества. Можно представить, как удивились матросы, встретив на берегу «дикого человека» в звериных шкурах, обросшего, который не мог поначалу произнести ни слова. Только оказавшись на борту «Дьюка», так называлось судно, спасшее Селькирка, он обрел дар речи и рассказал, что с ним произошло.

Немало был удивлен и сам Селькирк: своим спасением, оказывается, он обязан… Уильяму Дампьеру! Именно Дампьер сумел снарядить экспедицию, в состав которой вошел и «Дьюк», и, совершая кругосветное плавание, вновь посетить архипелаг, дабы забрать несчастного боцмана.

Лишь 14 октября 1711 года Александр Селькирк вернулся в Англию. Когда лондонцы узнали о похождениях земляка, он стал популярен. Но уже скоро Селькирк наскучил публике. Он не сумел ярко рассказать о пережитом. Спустя 8 лет этот пробел блестяще восполнил Даниэль Дефо.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах