Из 74 представленных оргкомитету полнометражных фильмов на награды «Кинотавра» претендуют 14 картин.
По словам программного директора смотра Ситоры Алиевой, большая часть из этих лент (восемь) является режиссерскими дебютами. «Это непобедимая реальность, — сообщила представительница фестиваля на пресс-конференции. — Мы ищем картины мастеров, но их, к сожалению, мало».
Итоговый список полнометражных фильмов-конкурсантов «Кинотавра-2010» выглядит следующим образом:
«Гастарбайтер» — Юсуп Разыков
«Другое небо» — Дмитрий Мамулия
«Жить» — Юрий Быков,
«Золотое сечение» — Сергей Дебижев
«Кто я?» — Клим Шипенко
«Обратное движение» — Андрей Стемпковский
«Овсянки» — Алексей Федорченко
«Перемирие» — Светлана Проскурина
«Пропавший без вести» — Анна Фенченко
«Сатисфакция» — Анна Матисон
«Слон» — Владимир Карабанов
«Счастье мое» — Сергей Лозница
«Человек у окна» — Дмитрий Месхиев
«Явление природы» — Александр Лунгин, Сергей Осипьян.
Основное жюри фестиваля возглавит режиссер, продюсер и генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, его коллегами станут сценарист Юрий Коротков, оператор Максим Осадчий, Иван Охлобыстин, актриса Ирина Рахманова и киновед Наталья Нусинова. Кроме отечественных кинодеятелей, в судейскую комиссию войдет француз Жоэль Шапрон, отборщик Каннского фестиваля.
Известно, что в программу короткого метра смотра вошло в общей сложности 19 работ, оценивать которые будут режиссер Алексей Попогребский, актрисы Татьяна Агафонова и Екатерина Волкова, драматург Елена Гремина.
Конкурсная программа 21-го по счету «Кинотавра» перенимает традицию мировых кинофестивалей. Большинство номинантов «Кинотавра» поднимают тему мультикультурности, соединяя в своих работах языки, традиции и конфликты разных стран. Как отметила на пресс-конференции «Кинотавра» программный директор фестиваля Ситора Алиева, конкурс можно было назвать «Здравствуй, СССР», поскольку героями многих картин являются совсем не россияне.
- Это нормальная, общемировая ситуация, даже европейская, и мы в тренде. Тема совмещения различных культур в современном мире— примета европейских кинофестивалей с середины нулевых, когда ведущие киносмотры стали отдавать предпочтения азиатским и ближневосточным фильмам, а также картинам, в которых режиссеры сталкивали традиции Европы и других народов. Когда я смотрела фильмы в Локарно, то героями греческих фильмов оказывались албанцы, а героиня китайского фильма жила в Лондоне, то есть тема глобализации, которая сегодня так популярна, пришла и в наше кино, и я считаю это достижением, – заявила Алиева.
Еще одна особенность предстоящего «Кинотавра» состоит в том, что в судейской коллегии будет иностранец – хорошо известный в российских кинематографических кругах Вице-директор UniFrance, отборщик Каннского Международного Кинофестиваля по восточно-европейским странам Жоэль Шапрон. Кроме него, в состав жюри вошли сценарист Юрий Коротков, киновед Наталья Нусинова, оператор Максим Осадчий, актер Иван Охлобыстин и актриса Ирина Рахманова. Председатель жюри основного конкурса – Карен Шахназаров.
Откроет 21-й «Кинотавр» альманах «Москва, я люблю тебя!», снятый восемнадцатью известными режиссерами России и стран СНГ. Продюсеры картины Юрий Глоцер, Егор Кончаловский. Фильм закрытия фестиваля – «Багровый цвет снегопада» Владимира Мотыля – режиссера, которому посмертно будет присужден приз «В память о бесценном вкладе в отечественную культуру». Награду «За художественный вклад в отечественный кинематограф» на церемонии открытия «Кинотавра» вручат Глебу Панфилову.
Всего на фестивале будет показано шесть кинопрограмм: основной конкурс, конкурс короткометражного кино, «Летняя эйфория», «Кино на площади», «Трудное счастье ко-продукций» и «Год Франции на «Кинотавре»». В рамках деловой программы пройдут мастер-классы: режиссера Алексея Попогребского, преподавателя Berlinale Talent Campus Элби Джеймса; режиссерский анализ программы «Кинотавр. Короткий метр»; круглые столы: «Новая система координат: индустрия, публика, критика в XXI веке»; ««Искусство кино» и «Variety»: взгляд на российский кинопроцесс»; «Фестивальное и авторское кино в России»; продюсерский питчинг.