Примерное время чтения: 5 минут
1413

Малевичу кричали «Какой кошмар!» и «Вон со сцены!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Как попасть на лечение за границу? 12/05/2010

Она ушла с молотка за $60 002 500, став самым дорогим произведением российских художников, проданным с аукциона.

Без холста

Потомки Казимира Малевича благодарят его за то, что он занимался очень прибыльным делом. Но в своё время сам Малевич часто был попрекаем своей первой женой, его тёзкой, Казимирой, за то, что не может заработать денег для семьи. В конце концов, как говорят, Казимира изменила своему Казимиру с полковником, и брак был расторгнут.

И хотя потом Малевич выбирал себе более покладистых жён (вторая жена Софья даже смирилась с тем, что Казимир назвал их дочь Уной в честь созданного им объединения Уновис - утвердители нового искусства), денег у художника не прибавилось.

Порой Малевичу не хватало средств на холсты. Тогда он ломал мебель, брал деревянную основу и рисовал. «Корова и скрипка», «Станция без остановки», «Туалетная шкатулка» написаны на кусках дерева.

Советские власти художника не сильно жаловали. По закону ему должны были выписать  пособие в 75 рублей. Казимир очень надеялся на эти деньги. Но чиновники, изучив биографию творца, заявили ему, что он идеалист, и отказали в средствах.  Знакомые помогали его семье как могли. Как-то из-за границы пришла посылка с вещами и едой.  Но оказалось, что за пересылку Малевич должен заплатить приличную сумму. Казимир развернулся и ушёл, оставив деликатесы в коробке.

Малевич называл своё творчество супрематизмом (от лат. supremus - «наивысший»). Правда, долгое время многие отказывались принимать этот термин всерьёз. В 1915 г. на выставке «Ноль-десять» Малевич долго доказывал организаторам всю важность своего направления. Они отказывались слушать, говорили: «Ставьте ваши картины, но чтобы на самой выставке мы этого вашего супрематизма не слышали». Малевич был человеком упрямым. За несколько минут до открытия выставки, воспользовавшись суетой, он нацарапал рядом со своими работами дорогое сердцу слово «супрематизм».

Началом нового направления в искусстве Малевич часто называл постановку футуристической оперы «Победа над Солнцем». Для неё художник делал декорации и эскизы костюмов. На премьере в зале стоял свист, кто-то шёпотом говорил: «Какой кошмар!», кто-то, не стесняясь, громко кричал: «Вон со сцены!»  На следующий день в одной из центральных газет вышла рецензия, в которой автор заявил, что большего бреда он не видел.

Про «Чёрный квадрат» и тогда, и сейчас отзывы простых обывателей звучат неоднозначные. Одни уверены, что из квадрата раздули слона. Другие считают, что Малевич просто пошутил. Третьи думают, что квадрат - это какой-то тайный знак. Говорят, что, когда Малевич нарисовал свой первый «Чёрный квадрат» (картина существует в нескольких вариантах),  он заявил друзьям, что сам не понимает, что сделал. Правда, потом  передумал и сказал, что «Чёрный квадрат» - это вершина всего.

В 1927 г. опальному Малевичу вдруг разрешили выехать за границу. Польша и Германия принимали супрематические картины на ура. Тогда Малевич сказал своему коллеге: «Конечно, такой успех радует, но  было бы неплохо, если бы к нему прибавилась соответствующая оплата». Но европейцы и подумать не могли, что «такой гениальный художник» - нищий человек, поэтому денег не предложили.

Возвращение на Родину стало настоящим подвохом. Малевич оставил за границей часть своих работ в надежде вскоре вернуться и проехать с ними по нескольким странам. Но в 1930 г. ничего не понимающего художника увезли сотрудники НКВД. Ему сказали, что он - германский шпион. Из тюрьмы его вытащили друзья. Но Малевич остался невыездным, а его картины «застряли» в Европе.

Малевич умер от рака предстательной железы 15 мая 1935 г. в Ленинграде. В день похорон по улицам двигалась необычная процессия. На грузовике везли странного вида гроб - супрематический саркофаг, который художник сам смастерил для себя незадолго до смерти. На машину также водрузили «Чёрный квадрат». Казимира Малевича провожали в последний путь в его любимую Немчиновку.

После жизни

Часть картин Малевича Русский музей выкупил у родственников за мизерную сумму. За «Чёрный квадрат», например,  заплатили 300 рублей. Работами, оставленными за рубежом, и вовсе никто не интересовался. Более того, одно время Малевич был даже под негласным запретом. Когда расстреляли главврача Боткинской больницы Бориса Шимелиовича, его жену выселили из квартиры. Её знакомые, помогавшие выезжать, нашли среди вещей какую-то картину. Они отнесли полотно в магазин.  Оценщик, посмотрев на работу Малевича, заявил, что картину никто не купит.

В 1972 г. Арманд Хаммер презентовал Эрмитажу работу Франсиско Гойи. Взамен даритель от широты советской души получил картину Малевича, которую вскоре «загнал» за 750 тысяч марок. И всё бы ничего, но только «Гойя» оказался фальшивкой. Разразился скандал… В 1975 г. советские власти опять расщедрились на Малевича: обменяли ещё одну его работу на... два письма Ленина.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (34)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах