Примерное время чтения: 6 минут
548

Олег Табаков – о войне, детях и внуках

Грандиозный концерт-молитва состоялся на сцене «мужского» МХТ при участии звездной актерской «сборной» из разных стран. Рассказать о войне под руководством Кирилла Серебренникова приехали Даниэль Ольбрыхский из Польши, «муза Фассбиндера» немка Ханна Шигулла, токийский хореограф Мин Танака, актриса и директор театра «Комеди Франсэз» Мюриэль Майетт, израильский актер Яков Альперин. За Россию «отвечали» Олег Табаков, Алла Демидова, знаковый для российской трэш-культуры Владимир Епифанцев и «папина дочка» Лиза Арзамасова. Корреспондент АиФ побывал на премьерном показе симфонического перфоманса «в память о тех, кого убила и убивает война», и убедился – формальностями, которых так боится режиссер Серебренников, здесь не пахнет.

Сидели как-то на театральной планерке актеры и режиссеры, выяснили, как Театр может поучаствовать в праздновании 65-летия великой Победы. «Выяснил» Кирилл Серебренников – главный новатор в российском театре, он «придумал» глобальный проект, лейтмотивом которого стала подлинная человеческая трагедия. Никаких гвоздик и георгиевских ленточек. Только гипнотическая и острая, как боль, музыка нашего современника Алексея Сюмака, правдивые монологи актеров, знаковых для своих стран. Иногда еще на сцене появлялись светящиеся арт-объекты, проекции писем солдат, на гигантском экране показывали жуткие кадры окровавленных агнцев, обнаженных юнош и девушек, потерявших друг друга и весь мир в странном полуреальном лесу. По периметру сцены были «разбросаны» кроваво-красные «бегущие строки». В немой черной глубине сцены расположились два хора, пять солистов и Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева. Дирижировал этой толпой непревзойденный грек Теодор Курентзис.

Вот, собственно, и вся концепция двухчасового действа. И да – еще стоит отметить: текст «Реквиема» был написан советником по культуре посольства Греции в России Дмитрием Яламасом - он использовал цитаты из канонического латинского текста и документов 1930-1940-х годов. В либретто также были включены фрагменты Евангелия от Луки и православных песнопений, отрывок из пьесы Еврипида "Медея", а также стихи Агнии Барто и Уистена Одена. Между частями оратории в полной тишине прозвучала молитва из семи частей.

Нетрадиционные визуальное решение плюс отсутствие «песен победы» привело к тому, что «погружение в тему» состоялось. Опасность «распада» перфоманса на отдельно взятые куски Серебренников и сотоварищи успешно миновали, аккумулировав все возможности современного искусства. Они «высказались» сильно, - зритель выходил из зала либо со слезами, либо в состоянии эмоциональной «заморозки». Все актеры и режиссер, против обычного отбывания пресс-повинности – разговора с журналистами, с каким-то радостным отчаянием пускались в «объяснения».

- У нас возникла потребность высказаться. Мы сразу «отреклись» от плакатов, стихов, кинокадров. Все это, по-моему, напоминает гирлянды на Новый год. Нам же хотелось сделать концерт-посвящение, - сказал корреспонденту АиФ Кирилл Серебренников.

- Я всегда хотела выразить свое отношение и свою скорбь по отношению к тем, кто участвовал в войне, - рассказал Ханна Шигула. - Даже задумала свой собственный «Реквием». Мы, послевоенное немецкое поколение, всегда чувствовали себя без вины виноватыми. Но в следующем за нами поколении это чувство куда-то исчезло. Поэтому сделать полноценный спектакль у меня не получилось – актеры не понимали меня. Они не понимали, почему мы так протестовали против мира родителей. И в своем тексте в "Реквиеме" Серебренникова я как раз и хочу выразить мое отношение к войне и рассказать о воздействии этой трагедии на мою жизнь.

Теодор Курентзис назвал «Реквием» «опасным проектом» - «все хотят сказать правду, и все врут. Наш «Реквием» – не за упокоение, погибшие не смогут найти покой, пока войны на земле не прекратятся, наш «Реквием» - это молитва о конце цивилизации, основанной на войнах и начале новой мирной эры».

- Мы живем в разных плоскостях, но всех нас объединяет одно: мы все хотим, чтобы войны больше никогда не было, войны, где нет победителей и побежденных, сильных и слабых, - заявил артист из Японии Мин Танака.

Близкий друг Владимира Высоцкого польский актер Даниэль Ольбрыхский объяснил, что для него участие в необычном проекте русского режиссера - способ выразить близость польского и русского народов. Но самые главные слова, разумеется, произнес Олег Павлович Табаков.

- Наш проект носит определенный личностный характер, это не государственное мероприятие, а это высказывания людей, которые, как говорил Толстой, не могут молчать. Чем дольше живешь, тем больше понимаешь, сколько же заплачено за нашу жизнь. И еще - у меня четверо детей и пятеро внуков. И мне очень важно, что будет потом. Жизнь не кончается на нас. И мое участие - это желание передать мое беспокойство и мою память детям и внукам через язык искусства. Потребность сделать «Реквием» - обнадеживающее обстоятельство, значит - жив курилка. Значит народ не забыл и, дай бог, не забудет!

Вместо вывода: «Реквием», конечно, действо радикальное – и с музыкальной, и с визуальной точки зрения. Однако попытка осознать войну как великую трагедию, унесшую десятки миллионов жизней, получилась достойная. Душераздирающий крик режиссера и актеров - «Я хочу жить и не хочу умирать» - был услышан.

P.S.: Все собранные от продажи билетов средства пошли на закупку медоборудования для Социально-реабилитационного центра для ветеранов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах