Примерное время чтения: 5 минут
1033

Скончался Народный артист России Юрий Авшаров

Актер театра и кино, Народный артист России Юрий Авшаров скончался в пятницу в возрасте 72 лет, сообщает московский Театр сатиры, где Авшаров прослужил почти 50 лет.

Юрий Авшаров всю творческую жизнь отдал Московскому академическому театру Сатиры. Будучи не только поклонником, но и знатоком наследия Михаила Чехова, Юрий Михайлович много лет преподавал актерское мастерство в Высшем театральном училище имени Щукина.

«Юрий Авшаров — очень необычный человек, обладающий глубокой эрудицией. Это не только прекрасный актер, но и один из самых блистательных педагогов, фанатично преданный преподавательской деятельности и считающий, что воспитание будущей смены — важное и нужное дело», — рассказала режиссер телеканала «Культура» Елена Никитан.

Одержимость театром, как считал сам Юрий Николаевич, это семейное. Его дед — полковник царской армии — влюбился в актрису и женился на ней против воли ее родителей. Тогда ее отец, комик, проклял дочь и всю ее семью. «Театральное проклятие» повернулось так, что уже отец Авшарова, хотя и был страстно увлечен театром, актером всё же не стал, хотя всегда участвовал в самодеятельности, любил петь. Зато сам Юрий Авшаров уже к концу школы точно знал, кем станет. Ведь тяга к театру была у него в крови!

Он поступил в театральное училище имени Б.В. Щукина, правда, с третьего раза, после обучения год проработал на Камчатке, потом вернулся в Москву. Творческая карьера в столице для него началась с театра Сатиры, куда он пришел одновременно, кстати, с Андреем Мироновым. Тогда в театре вообще собрался очень сильный коллектив — как молодежи, так и старой гвардии. Георгий Менглет, Анатолий Папанов, Спартак Мишулин, все тот же Андрей Миронов. Как было не потеряться среди столь ярких, столь талантливых личностей!

Однако Авшаров с первых же ролей запомнился московской публике. У него не было крупных, первостепенных образов, но он всегда мог вылепить из тех небольших ролей, которые играл, яркий и запоминающийся характер. Мог в нескольких деталях такой образ нарисовать, что чуть ли не самого Миронова переигрывал.

Многие из таких ролей он играл в спектаклях талантливого режиссера Валентина Николаевича Плучека.

Юрий Авшаров: «У Валентина Николаевича было особое человеческое достоинство — он никогда не отказывался от своего учителя Мейерхольда, от его видения театра. Сам он был режиссером, который не боялся никаких фантазий, „шёл за актером“ и во многом готов был к эксперименту. К тому же, он очень многое видел, рассказывал о Михаиле Чехове, о других деятелях „великого русского театра“. Никогда не нужно довольствоваться тем, что тебе дадут в театре. Нужно заниматься самому. Нам, актерам, нужно всегда делать что-нибудь еще». В этой одержимости театром, perpetuum mobile актерского мастерства и заключается секрет Юрия Михайловича. Другой секрет — система Михаила Чехова.

«Я много говорю об актерской технике, — писал Михаил Чехов в своих в мемуарах. — Но владею ли я сам этой техникой? Нет, еще не владею. Я не сыграл еще ни одной роли так, как это нужно, и если бы меня спросили, какую роль я считаю наиболее удачной, я ответил бы: ту, которую еще не сыграл». «Я пытаюсь преподать методику Чехова, — вторил ему Авшаров. — По крайней мере, так, как я его вижу. Не знаю, насколько он помогает. Но без Чехова по-настоящему нельзя сыграть ни Шекспира, ни любое другое масштабное произведение, которое выходит за рамки быта».

Творческая система Михаила Чехова-то, что позволяла Авшарову каждое занятие со студентами Щукинского училища, где он преподавал уже долгие годы, превратить в уникальный эксперимент со временем, реальностью и пространством.

«Я играю с пространством, — объяснял он студентам. — Это не просто мучительная, старательная работа, это азарт и все время — игра».

Среди его театральных ролей — Командор в спектакле «Дон Жуан, или любовь к геометрии», посаженный отец в «Клопе», учитель музыки Графини Розины Базиль в «Женитьбе Фигаро», судья Тяпкин-Ляпкин в «Ревизоре», поп Африкан в булгаковском «Беге», Стародум в «Недоросле», Дюбатон в «Орнифле». Последней работой Авшарова в театре стал спектакль «Триумф на Триумфальной».

Авшаров также известен и своими ролями в таких фильмах, как «Адъютант его превосходительства», «Копилка», «Азазель».

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах