Примерное время чтения: 6 минут
898

Юрий Поляков: «Мода на чтение ушла»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Катастрофа-2012 отменяется! 23/12/2009

И издательства регулярно рапортуют о том, что тиражи книг растут. О том, почему сложилась такая странная ситуация и каким образом из самой читающей страны в мире Россия постепенно превращается в самую невежественную, рассуждает писатель Юрий Поляков.

Треть населения России, судя по статистике, сегодня не читает книг. Для нас это обидные цифры, но такова общемировая ситуация. Главная беда в том, что ушла мода на чтение. В советский период была госпрограмма, которая с 20-х годов буквально навязывала обществу чтение как стиль жизни. Потом это превратилось в признак хорошего тона, в моду, наконец. В 90-е годы новая власть в основном «шестерила» перед Западом и «распиливала» между своими то, что осталось от советской эпохи. Какая уж тут системная пропаганда чтения! С центральных каналов телевидения совсем исчезли программы, связанные с чтением и писательской деятельностью.

Путин с нами

Кстати, на встрече с Путиным литераторы поднимали этот вопрос. Премьер обещал поддержать нас, поспособствовать возвращению литературы на ТВ. Однако пока ничего не происходит. Впрочем, это дело нескорое. Быстро только Александр Цекало «печёт» свои шоу да «Машина времени» «скрипит» ржавыми рычагами на госторжествах, как прежде это делал хор имени Пятницкого. 

Раньше часто сетовали, что именно школьная программа по литературе отбивает у школьника вкус к серьёзному чтению. Доля правды в этом была. Но сегодня количество часов, отведённых на изучение литературы, настолько ничтожно, что упрекать школу в чём-либо язык не поворачивается. Об этом писатели хором жаловались Путину во время известной встречи - и тоже получили поддержку. Я, как бывший учитель русского языка и литературы, слежу за тем, что происходит со школьной программой, да и «Литературная газета» часто пишет об этом. Если у большевиков талантливым, большим считался тот литератор, кто боролся с царизмом, то с 90-х годов талантливыми стали объявлять всех, кто конфликтовал с советской властью, от неё пострадал или эмигрировал. Но разве, скажем, Довлатов, умерший в Америке, значительнее Катаева, скончавшегося в СССР и оказавшего огромное влияние на современную прозу? Однако первый - везде, а второй - уже почти нигде. Нынче Бродского насаждают в школе, как картошку при Екатерине Великой, объявляют его ровней Пушкину. Это смешно! Он крупный поэт, но, конечно же, не Пушкин. Нобелевская премия, скажете? Но почему-то Шолохова та же Нобелевская премия не спасает от параноидальных обвинений в плагиате, которые не прекратились даже после обнаружения рукописи «Тихого Дона» и проникли в школьный курс. Есть и отрадные явления: в программу вошли писатели, прежде туда не допускавшиеся по идеологическим соображениям: Набоков, Цветаева, Булгаков, Платонов... Но «советские классики» остались классиками. Так, революцию и Гражданскую войну, по-моему, лучше по-прежнему изучать по Маяковскому и «Разгрому» Фадеева, а не по «Лейтенанту Шмидту» и «Доктору Живаго» Пастернака: слишком много бахромы. И вкус к чтению, безусловно, должна прививать школа.

«Антибукер» и «Антитриумф»

Во всём мире распространено «развлекательное чтиво». И с этим ничего не поделаешь. Не боремся же мы с теми, кто коротает время за разгадыванием кроссвордов. Чем Акунин хуже кроссворда? Ничем. Но «чтиво», чтобы не уродовать «отдыхающего» читателя, должно быть написано нормальным русским языком с соблюдением жанровых и композиционных законов. А для этого надо возрождать профессию литературного редактора, почти ликвидированную жадными издателями ради экономии. На самих сочинителей «развлекухи» надежд мало, у них страницы - деньги. 

Есть ещё одна проблема. Пропаганда серьёзной литературы сегодня осуществляется через систему литературных премий - «Букер», «Национальный бестселлер», «Большая книга», «Триумф» и т. д. Одна беда: за редким исключением это всё неудобочитаемые, плохо написанные или совершенно «проходные» книги с претензией на большую литературу. Читать их - мука. Читательский интерес, не успев вспыхнуть, гаснет. Например, книга недавнего лауреата премии «Национальный бестселлер» была продана за месяц в Московском доме книги (а это более 40 магазинов) в количестве нескольких экземпляров. Вот вам и «бестселлер».

ВЫБОР  ЧИТАТЕЛЕЙ

В «АиФ» № 37 мы объявили акцию «Выбери ТОП-100». Читателям предлагалось выбрать 100 книг, прочитать которые обязан каждый. В 2010 г. голосование на сайте www.aif.ru продолжится. Пока же 20 самых популярных книг из ТОП-100 набрали следующее количество голосов:

1. М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» - 3583.

2. А. Пушкин. «Евгений Онегин» - 3388.

3. Л. Толстой. «Война и мир» - 3016.

4. Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» - 2965.

5. Н. Гоголь. «Мёртвые души» - 2912.

6. У. Шекспир. «Гамлет» - 2857.

7. А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - 2832.

8. М. Лермонтов. «Герой нашего времени» - 2801.

9. А. Чехов. Рассказы - 2798.

10. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - 2757.

11. А. Грин. «Алые паруса» - 2729.

12. М. Шолохов. «Тихий Дон» - 2663.

13. Л. Толстой. «Анна Каренина» - 2639.

14. И. Тургенев. «Отцы и дети» - 2615.

15. А. Дюма. «Граф Монте-Кристо» - 2577.

16. А. Пушкин. «Руслан и Людмила» - 2568.

17. А. Грибоедов. «Горе от ума» - 2542.

18. Русские народные сказки - 2535.

19. Х.-К. Андерсен. Сказки - 2526.

20. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна» - 2502.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (8)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах