А к трём «Дядям Ваням» - ещё три: в Театре п/р А. Джигарханяна, в Театре им. Моссовета (в постановке Андрея Кончаловского) и в Театре им. Вахтангова Римаса Туманиса с Сергеем Маковецким. Пятым стал «Вишнёвый сад» Марка Захарова в Ленкоме. Зато «Иванов» - лишь один, в МХТ им. Чехова, с Андреем Смоляковым в главной роли (режиссёр Юрий Бутусов). А вот Студия театрального искусства п/р С. Женовача инсценировала чеховскую повесть «Три года» с Алексеем Вертковым, блеснувшим в к/ф «Палата № 6» К. Шахназарова.
Любителям классики: Карамзин в ритме танца
«датские» спектакли у нас вновь стали традицией (прошлый сезон прошёл под знаком юбилея Гоголя - 8 «Женитьб», 6 «Ревизоров», и сейчас «вдогонку» Нина Чусова ставит в открытом ею Свободном театре «Портрет»). Не забыли театры и про 65-летие Победы: в Театре Российской армии выйдут «Вечно живые» Виктора Розова, в «Маяковке» - «Рубеж» Александра Пудина об обороне Москвы в 1941 г.
Выбиваются из гоголевско-чеховского ряда единицы: ТЮЗ, представивший неожиданно современную «Медею» от известного своим неординарным подходом к классике Камы Гинкаса (он взял за основу спектакля тексты трёх авторов - Ануя, Сенеки и Бродского). Театр им. Пушкина удивил цветаевской «Федрой» в постановке знаменитого француза Лукаса Хемлеба, а Театр наций - «Бедной лизой» Карамзина в постановке хореографа Анны Сигаловой с танцующей Чулпан Хаматовой в главной роли.
«Медею» пока можно назвать самым мощным и самобытным (как и всё у Гинкаса) спектаклем нового сезона. Екатерина Карпушина в главной роли: если страсти - то наотмашь, любовь-ненависть - взахлёб.
«Новая драма» у нас на сценах так и не утвердилась. Вот и в 2010-м не балуют современностью.
Малый театр. «Мольер» М. Булгакова. в главной роли Юрий Соломин. реж. В. Драгунов |
«Школа современной пьесы». «Русское горе» по «Горю от ума» Грибоедова, муз. С. Никитина, реж. И. Райхельгауз |
Театр им. Станиславского. «39 ступеней» по А. Хичкоку. Реж. А. Галибин и Д. Фикс | ТЮЗ. «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя с Сергеем Маковецким. Реж. К. Гинкас |
Театр им. Пушкина. «Разбойники» В. Шиллера, «Бешеные деньги» А. Островского. Реж. Р. Козак |
Театр Российской армии. «Чайка» А. Чехова. «Пётр I» А. Толстого. «Шинель» Н. Гоголя |
Театр им. Вахтангова. «Маскарад» М. Лермонтова. Реж. Р. Туминас. «Пер Гюнт» Г. Ибсена |
Ленком. «Лев зимой» Дж. Голдмена с Алексеем Серебряковым |
«Сатирикон». «Тополя и ветер» Ж. Сиблейраса. Реж. К. Райкин. |
«Мастерская Петра Фоменко». «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцены из «Фауста», триптих по А. Пушкину. Реж. П. Фоменко |
Театр п/р О. Табакова. «Женитьба» Н. Гоголя. «Анна Каренина» Л. Толстого |
Любителям эксперимента: от жирафа до Шостаковича
ПОКЛОННИКАМ интеллектуально-экспериментального театра имеет смысл сходить в «Школу драматического искусства», имеющую почётный титул «Театр Европы». Особенно выделяется здесь Дмитрий Крымов, сын талантливейшего режиссёра Анатолия Эфроса, со своей «Лабораторией». Его последние премьеры - «Корова» по А. Платонову, «Опус № 7» о Д. Шостаковиче и другие - отмечены как новаторские у нас и известны на Западе. В роли Шостаковича - молодая и прелестная Анна Синякина (вспомним её роль в к/ф «Ворошиловский стрелок»), зрительный зал - без сцены, рояли - из жести и гигант-
ская кукла, олицетворяющая Родину-мать! На выходе новая постановка - притча «Смерть жирафа», пародия на советский цирк. Другие премьеры - «Фауст», «Каменный ангел» Цветаевой, «Саломея» О. Уайльда и «Тарарабумбия» по А. Чехову от Д. Крымова.
Ещё один театр, отличающийся «лица необщим выраженьем» - «Около Дома Станиславского» п/р Юрия Погребничко, - оказался к началу сезона под угрозой закрытия. В 2004 г. там случился пожар, в этом году должно было начаться строительство, но театру в восстановлении здания пока отказано. На своей Малой (вернее, крошечной) сцене он тем не менее показал премьеру - «Три мушкетёра» А. Дюма. А премьера «Трёх сестёр» поставлена так, что привычного многим Чехова не узнать, но впечатление - истинно чеховское.
Театр на Юго-Западе п/р Валерия Беляковича в своём знаменитом «подвале» тоже ставит классику так, что она смотрится всегда оригинально и суперсовременно, как и премьера - авангардная «Чайка».
Меломанам - «Вишнёвый сад», детям - Буратино
МЕЛОМАНАМ предлагают премьеры (их 7) в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко: «Вертер» Массне, «Севильский цирюльник», «Сила судьбы» Верди и др. В Большом помимо оперетты (впервые на его сцене «Летучая мышь») «Воццека» Берга выпустил Дмитрий Черняков с дирижёром Теодором Курентзисом, «Дон Жуана» Моцарта - Анатолий Васильев. Гвоздь сезона здесь - опера «Вишнёвый сад» француза Филиппа Фенелона. А в «Геликоне» Дмитрий Бертман поставил «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева - в современных костюмах и интерьерах а-ля Рублёвка.
С детскими спектаклями у нас давняя проблема. Но в этом сезоне только в Молодёжном 4 из 16 премьер - для детей, с артистами Театра п/р С. Женовача (в программе «Молодые режиссёры - детям»): «Как кот гулял, где ему вздумается» Р. Киплинга, «Почти взаправду» Т. Теллегена, «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова.
В «Маяковке» именитый Ю. Иоффе поставил «Золотой ключик» с молодыми актёрами, отменно поющими вживую и пластичными. Этот спектакль, динамичный и смешной, - ребятам от пяти и старше. В Вахтанговском молодые артисты самостоятельно готовят «Волшебника Изумрудного города». Театр им. С. Образцова выпустит «Золушку» и «Мир кукол» (история кукол с древности до наших дней).
Из общетеатральных значительных событий - 5-й Международный фестиваль «Сезон Станиславского», посвящённый опять же классике (до 24 ноября), и главное - мировая премьера 6-часового спектакля Эймунтаса Някрошюса «Идиот» по роману Фёдора Достоевского.