Уверен, что открывать дневник ЧМ-2014 стоит именно текстом о дорожных приключениях, которые ждут некоторых самых отчаянных футбольных болельщиков на пути из России в Бразилию. Вернее, из Москвы в Куябу, где сборная Фабио Капелло должна провести свой первый матч группового этапа против Южной Кореи.
Ах да, я же забыл представиться. Меня зовут Степан Чаушьян, и я редактор рубрики «Спорт» интернет-портала АиФ.ru. И для меня поездка в Бразилию — это не просто командировка, это путешествие мечты футбольного фаната. И совершить его я решил именно по-фанатски — без дорогих прямых рейсов по баснословным ценам и роскошных отелей в центре Рио. Хотелось прочувствовать всю атмосферу поездки, Бразилии, Рио, настоящего футбольного карнавала под названием Мундиаль.
Своими впечатлениями, помимо репортажей, буду делиться с такими же больными футболом читателями в своём дневнике ЧМ-2014.
Экономия
Первый этап любого путешествия — планирование поездки. А в случае с далёкой Бразилией одним из главных вопросов была экономия. В попытке сэкономить я решил отказаться от отеля в пользу аренды частной квартиры недалеко от центра Рио — вышло едва ли не в два раза дешевле, чем номер в более или менее приличном отеле главного города Бразилии. То же самое планировалось сделать и в Куябе, но это совершенно другая тема, которой коснёмся позже.
С той же целью сэкономить я нашёл отличный дешёвый перелёт в Рио-де-Жанейро из… Будапешта. Стоимость билета составляла всего около 50 тысяч рублей в оба конца. Но была небольшая загвоздка — две пересадки по пути, в Лондоне и в Мадриде. Для меня же это означало ещё и третью пересадку, ведь до Будапешта из Москвы тоже надо было как-то добираться. А если учитывать, что лететь предстояло не в Рио, а в Куябу, то вырисовывалась и ещё одна пересадка, уже на территории Бразилии. Одна пересадка в Рио превратилась в две после того, как бразильская авиакомпания дважды изменила условия перелёта, отменив прямой рейс и предложив лететь в Куябу с пересадкой в Бразилии — столице страны.
Вот и получилось путешествие с пятью пересадками, которое началось в Москве 14 июня в 7 утра, когда я вышел из дома, и завершилось 16 июня в час ночи по бразильскому времени. Если учитывать разницу в часовых поясах, то путь от двери до двери занял ровно 50 часов.
Будапешт
В Москве всё прошло отлично. Я зарегистрировался на рейс венгерского лоукостера, доплатив за одно место багажа, занял своё место в салоне самолёта, упираясь коленями в спинку впереди стоящего кресла — обычная история для лоукостеров. Благо, лететь было недолго — порядка двух с половиной часов. Вылетев из «Внуково» в 11 утра, мы примерно в это же время приземлились в Будапеште, где до рейса в Лондон оставалось восемь часов. Решив не терять время в аэропорту, я отправился прогуляться по Будапешту.
Для поездки в центр города нужно было купить билет — я выбрал суточный проездной на все виды общественного транспорта и сел на автобус по маршруту 200е, который доставил меня до ближайшей к аэропорту станции метро Кобанья-Кипешть. От неё с десятью остановками можно было домчать на метро до центра города — станции Дика Ференца. Всё путешествие заняло порядка часа.
Особо, конечно, походить по достопримечательностям не удалось. Времени хватило на обед в местной кафешке и часовую прогулку по центру города, вдоль Дуная. Осмотреть город удалось только с колеса обозрения, расположенного прямо у метро.
Заглянув в местные газеты, я понял, что венгры, хоть и расстроены тем, что их команда не попала на ЧМ-2014, унывать не собираются и намерены болеть за сборную Боснии и Герцеговины, впервые в своей истории отправившуюся на Мундиаль, — ей были посвящены все спортивные полосы местных газет.
Лондон
Как же приятно было после лоукостера очутиться в салоне самолёта британской авиакомпании — и места больше, и кормят лучше, и сиденья хотя бы откидываются. Вылет из Будапешта был намечен на 18:50 по местному времени, прилёт в столицу Великобритании — в 20:30 по лондонскому. Пересадка в Лондоне должна была состояться через 10 часов, вылет в Мадрид был намечен на 6:20 утра следующего дня по местному времени.
Поэтому в планах было не оставаться на ночь в закрывающемся аэропорту, а отправиться в центр города, где я хотел в каком-нибудь пабе посмотреть матч Англия – Италия, поболев за итальянцев. Но сказать — легче, чем сделать.
Первые проблемы начались уже на границе, где у меня начали требовать транзитную визу. После десяти минут споров и небольшого консилиума местных пограничников оказалось, что офицеры, как я и предполагал, могут впустить меня на территорию Великобритании, потому что пересадка занимает менее суток, а виза в следующий пункт назначения у меня была в наличии — Шенген. Но меня заранее предупредили, что вернуться в аэропорт ко времени будет проблематично — метро ночью не ходит, поезда тоже. Я пообещал, что доберусь на такси. Они только ухмыльнулись. Тогда я ещё не понимал, какая это проблема — найти свободный кэб в центре Лондона в субботу ночью, тем более во время игры местной команды. Но тогда я об этом как-то не задумывался — нужно было успеть на начало матча.
Для этого я сел на метро, которое доставило меня на станцию Пикадилли — самое сердце Лондона. Увидев толпу из сотни человек, стоящую возле двери игрального зала только потому, что там есть телевизор, который показывает матч, я понял, что спокойно занять место за стойкой паба у меня вряд ли получится. Пришлось прибиться к толпе, и как раз вовремя, чтобы отпраздновать первый гол сборной Италии.
После того, как Англия сравняла счет усилиями Руни и Старриджа, я решил отправиться дальше — в Сохо. Успел к следующей «витрине с матчем» как раз к голу Марио Балотелли. Он забил, и вокруг началось настоящее сумасшествие — казалось, что в центре столицы Англии никто за сборную этой страны не болеет. Везде слышалась итальянская речь, виднелись лазурные футболки и трёхцветные красно-бело-зелёные флаги. Английские стяги отсутствовали напрочь.
За время перерыва я углубился в Сохо, решив вполне символично осесть в райончике Маленькая Италия возле «витрины», у которой было не так много человек. Почему? Понял только позже, когда рядом со мной начала целоваться пара… мужчин. У себя над головой я обнаружил радужный флаг.
Сменив место дислокации, я оказался у обменного пункта, который также был и диспетчерской велорикш. Заведовал всем бизнесом колоритный англичанин, в одиночестве болевший за свою страну. Ему поддакивали пара индусов — его работников, которые, судя по глазам, правда, болели за Италию.
С финальным свистком матча, в котором «скуадра адзурра» выиграла 2:1, Маленькая Италия буквально взорвалась криком «кампиони» и бесконечными песнями, танцами, объятиями — Лондон окрасился в красный, белый и зеленый. Проезжающие авто сигналили, из них высовывались орущие на итальянском люди, движение было парализовано толпой.
Часа полтора спустя, когда я пешком добрался до Трафальгарской площади, в её центре несколько сотен итальянцев продолжали бурно праздновать на зависть местным, если они вообще остались в Лондоне. То же самое было и на Пикадилли.
Когда время подходило к трём ночи, я решил озаботиться обратной дорогой в аэропорт. Такси поймать было просто невозможно. Да и пойманный кэб обошелся бы мне почти в пять тысяч рублей. Поэтому решено было воспользоваться одним из ночных двухэтажных автобусов, который должен был за полтора часа домчать меня до аэропорта. Необходим был маршрут N9, который отходил как раз от Трафальгарской площади.
Оптимизм начал угасать, когда среди уже скопившейся толпы с чемоданами, не остановившись, проследовали три переполненных автобуса этого маршрута. Только спустя час подъехал «даблдеккер» со свободными местами.
Мадрид и Рио
Дальше всё шло как по маслу — аэропорт «Хитроу», пятый терминал, рейс до Мадрида, пересадка 1 час 50 минут и комфортабельный салон самолёта испанской авиакомпании, который должен был доставить нас через Атлантический океан в Рио-де-Жанейро. Отдельное этой компании спасибо: много места в салоне, отличное трёхразовое питание в 11-часовом перелёте, дружелюбный персонал, бесплатная подборка фильмов, музыки, сериалов, игры на борту — на экране впередистоящего кресла, интернет и даже телефонная связь!
Вылетев в 11:50, мы приземлились в Рио в 17:20 по местному времени — почти 11 часов полёта. Самое сложное предстояло как раз в бразильском городе. Мне нужно было попасть на рейс до города Бразилиа, который вылетал в 18:40 и на который я ещё не был зарегистрирован. Главной проблемой стала очередь на паспортный контроль. Благо рядом оказалась девушка, которая согласилась провести меня без очереди, учитывая обстоятельства.
В зале прилёта Рио приезжающих встречает бесчисленная армия волонтёров, которая пока мало в чём в аэропорту разбирается. В цейтноте пришлось самому искать необходимую стойку и регистрироваться на внутренний рейс с пересадкой. По-хорошему, с регистрацией я опоздал минут на десять, отдав документы за полчаса до вылета. Но в Рио на это сейчас закрывают глаза — главное не содрать с пассажиров за опоздание на регистрацию, а справиться с пассажиропотоком на ЧМ-2014.
Бразилиа и Куяба
Вылет в Бразилию в 18:40 — посадка в 20:32 в отреставрированный и достроенный отличный аэропорт столицы страны. Затем был вылет в Куябу в 22:45 и прилёт в конечный пункт назначения в 23:25. Нет, это не полёт такой короткий, просто между Бразилией и Куябой — час разницы во времени. Когда мы добрались до аэропорта Куябы, в Москве было уже 7:30 утра.
Волонтёры быстро помогли найти свободный номер в отеле в десяти минутах ходьбы от аэропорта — около 2500 рублей в сутки. На следующий день предстоял переезд в съёмную квартиру «недалеко от стадиона». Однако уже в отеле, начав искать место назначения на карте, я понял, что сдававший квартиру бразилец слукавил, отметив на карте неправильный адрес. На самом деле его дом располагался очень далеко от стадиона. Я решил отказаться от этого варианта — пусть потеряю в деньгах на жилье (4000 рублей), но сэкономлю на дороге: такси оттуда до стадиона стоило бы порядка 100 местных реалов — около полутора тысяч рублей. Ведь ездить на стадион предстояло не один раз: забрать аккредитацию, посмотреть тренировку, матч — и всё это туда и обратно. Поэтому в Куябе я решил остаться в отеле у аэропорта — от него и то легче добраться до «Арены Пантанал» — на автобусе или на такси, но дешевле.
Отсюда дельный совет — не верьте отметкам на карте, когда снимаете жильё, требуйте дать вам точный адрес и проверяйте его на картах в интернете, чтобы знать, что ожидать.