Примерное время чтения: 10 минут
1390

Учеба без больничных. Как помочь школьнику сохранить здоровье?

АиФ Здоровье №18. Еда против старости 24/09/2019
«АиФ». Круглый стол с экспертами.
«АиФ». Круглый стол с экспертами. / Ирина Амэ / АиФ

Как правильно организовать образовательный процесс, чтобы школьные нагрузки не оказали пагубное влияние на здоровье ученика? Как влияют на здоровье детей цифровые образовательные технологии? Эти и другие вопросы обсудили авторитетные эксперты за круглым столом, который прошёл в пресс-центре «АиФ».

«АиФ». Круглый стол с экспертами: Как обеспечить безопасность здоровья школьников?

«У нас в этом году дочка Маша пошла в первый класс, Ване еще предстоит 2 года провести в детском саду, чтобы потом сделать этот важный шаг, — начал дискуссию певец и актер Антон Макарский. — Здоровье школьника — это зона ответственности прежде всего родителей. Я как отец, патологически любящий своих детей, готов приходить в школу каждый день. Для родителей это очень волнительная пора. И хочется влезть в любой процесс: общения, обучения. Но надо себя остановить. Учитель дает знания, а родители дают основную базу в разных областях жизни. Эти знания закладывают родители. И не только умными словами, а собственным примером. Как бы мы ни поучали детей, они в большей степени будут похожи на нас». 

«Скажу категорично, — подхватила слова супруга певица Виктория Макарская, — только родители должны нести ответственность за здоровье детей. Здоровый ребенок — это прежде всего счастливый ребенок. Когда мы с Антоном уезжаем на гастроли, у детей тут же появляются откуда ни возьмись и сопли, и кашель. Дети вдруг почему-то заболевают. Хотя никаких причин для этого нет. У них такой же режим дня. Родителей нет рядом — ребенок болеет. Многие дети сегодня начинают позже разговаривать. Иногда до трех лет не говорят. У меня есть своя версия на этот счет. Когда выходишь во двор, видишь, что мамы редко общаются друг с другом и со своими детьми. Иногда смотришь: сидит на площадке беременная женщина, она тоже не разговаривает, а сидит в телефоне. Рождается ребенок, она думает, что он маленький и с ним еще рано говорить. И она снова больше времени проводит с телефоном. 

Не знаю, как специалисты оценят мое личное материнское мнение, но, мне кажется, главная проблема — это то, что мамы мало говорят. У женщин лучше развит речевой центр, чем у мужчин, потому что одна из основных функций женщины-матери — это научить ребенка говорить. Многие родители начинают предъявлять претензии школе: мол, почему наш ребенок такой заторможенный? Все вопросы нужно прежде всего адресовать себе». 

Макарский Антон Александрович, актёр театра и кино и Макарская Виктория Николаевна, певица, продюсер.
Макарский Антон Александрович, актёр театра и кино, и Макарская Виктория Николаевна, певица, продюсер. Фото: АиФ/ Ирина Амэ

«Я скажу как доктор и как администратор, потому что я главный внештатный специалист Минздрава Московской области, главный детский иммунолог-аллерголог, — продолжил обсуждение проблемы Продеус Андрей Петрович, главный педиатр ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского, профессор, заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Высшей Медицинской школы, доктор медицинских наук, соведущий программ „Жить здорово“ и „Здоровье“ на Первом канале. — В России всегда ищут виновного. Это несправедливо. Я для себя давно определил, что здоровье есть нарушение качества жизни. Сюда попадает и психическое здоровье, и физическое. Согласен с Антоном Макарским, что основные правила жизни закладывает семья. И если мы научимся правильно вести себя, — правильное питание, правильный режим, гигиена — то большая часть заболеваний не будет к нам приставать. Если человек моет руки, особенно в период вирусной активности, 5-6 раз в день, то вероятность заболеть вирусной инфекцией снижается в 4 раза. А если мы свои гаджеты будем хотя бы раз в день протирать антибактериальной жидкостью, то будем болеть еще реже. И если мы будем соблюдать режим сна, и дети у нас будут ложиться не в полночь, а в 10 часов вечера, то их иммунная система будет нормально восстанавливаться и защищать их. А еще важно нормальное питание с необходимым уровнем железа. Также важно понимать, что иногда нужно дать ребенку расслабиться, а не знания любой ценой, пытаясь запихнуть его в 8 групп дополнительных занятий. Стрессовые факторы имеют большое значение. Я лет 6 назад написал книгу „Доктор прописал любовь“. Эта книжка о любви мам и их детей. В той семье, где нет любви, дети болеют на 60% больше, чем те, в семьях которых царит любовь».

Продеус Андрей Петрович, главный педиатр ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского профессор, заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Высшей Медицинской школы, доктор медицинских наук, соведущий программ «Жить здорово» и «Здоровье» на Первом канал
Продеус Андрей Петрович, главный педиатр ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского, профессор, заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Высшей Медицинской школы, доктор медицинских наук, соведущий программ «Жить здорово» и «Здоровье» на Первом канал Фото: АиФ/ Ирина Амэ

«Я хотела бы остановится на вопросе о том, какого ребенка считать здоровым и нужно ли так трагически относиться к данным о большом количестве больных детей в школе, — говорит Людмила Анатольевна Катаргина, главный внештатный детский офтальмолог Минздрава России, заместитель директора Московского НИИ глазных болезней Им. Гельмгольца. — Если есть диагноз, это не значит, что ребенок болен. Скажем, близорукость слабой степени, неосложненная, непрогрессирующая — это диагноз. Диагноз есть, а на самом деле больного ребенка нет. Наша задача — это правильно оценить состояние здоровья детей при поступлении в школу. Потому что груз отягощающих проблем может быть у ребенка еще до школы. 

Традиционно, когда мы говорим о школьных проблемах здоровья, это, конечно, близорукость. Есть даже такое понятие: школьная близорукость. Это связано с тем, что зрительная нагрузка в школе продолжает возрастать. Я бы сказала, что она становится неестественно большой. И она не сменяется другими видами деятельности на протяжении всего дня в школе. Вся проблема гаджетов, электронных досок очень важная. Конечно, мы не можем остановить прогресс и полностью изолировать детей от электронных устройств. Но правила надо соблюдать: нельзя читать лежа, скрючившись, при плохом освещении и т. д. Нужно соблюдать элементарные правила гигиены зрения». 

Катаргина Людмила Анатольевна, главный внештатный детский офтальмолог Минздрава России, заместитель директора Московского НИИ глазных болезней Им. Гельмгольца.
Катаргина Людмила Анатольевна, главный внештатный детский офтальмолог Минздрава России, заместитель директора Московского НИИ глазных болезней Им. Гельмгольца. Фото: АиФ/ Ирина Амэ

«Генетику никуда не выкинешь, — поддержал коллегу Егоров Евгений Алексеевич, заведующий кафедрой офтальмологии им. акад. А. П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава РФ, президент Российского глаукомного общества, академик РАЕН, РАМТН, РАЭН, профессор. — Еще в царской России в школах были медсестры и врачи, которые наблюдали за здоровьем детей. 10 лет назад провели исследования в некоторых наших областных центрах и сравнили с 13-м годом. Что оказалось? Разница в десятые доли процента. Получается, читаем мы или нет — большого изменения нет. Глаз настроен на то, чтобы максимально работать. Бывает так, что читает человек много, но ничего с его зрением не случается. Значит, в нем генетически заложено крепкое здоровье. 

Но есть исследования, которые показывают, что при чрезмерной зрительной нагрузке на близком расстоянии у взрослых и детей развивается близорукость. Или ускоряется. Значит, нагрузка всё-таки имеет значение. Не зря же во всех САНПИНах регламентируется количество времени работы с гаджетами. Дети — 10 минут, взрослые — 40 минут. Потом нужен перерыв. Но резко усилить близорукость не получится, если нет предрасположенности. Когда дети смотрят в компьютер и в другой гаджет, они настолько увлекаются, что забывают моргать. Роговица подсыхает. Это называется синдромом сухого глаза, им страдают многие люди, не только дети, но и взрослые. Поэтому мой вам совет: моргайте почаще». Он также добавил, что детям необходимо принимать лютеинсодержащие витаминные комплексы, которые защищают сетчатку глаз от негативных последствий зрительных перегрузок.

Егоров Евгений Алексеевич, заведующий кафедрой офтальмологии им. акад. А. П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава РФ, президент Российского глаукомного общества, академик РАЕН, РАМТН, РАЭН, профессор.
Егоров Евгений Алексеевич, заведующий кафедрой офтальмологии им. акад. А. П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава РФ, президент Российского глаукомного общества, академик РАЕН, РАМТН, РАЭН, профессор. Фото: АиФ/ Ирина Амэ
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах