Примерное время чтения: 5 минут
19744

Все «съели» дилеры. Что будет с авторынком в 2022 году?

/ Nestor Rizhniak / Shutterstock.com

По итогам 2021 года на покупку новых легковых автомобилей в России было потрачено 3,02 трлн рублей, что стало рекордным показателем за всю историю рынка. У отечественных потребителей появились деньги, которые стали активно тратиться, раздувая цены на фоне дефицита автокомплектующих и периодических задержек производства готовой продукции на крупных автозаводах. Большая часть выручки ушла дилерам, которые умудрялись завышать цены на 30-50% за счет дополнительного оборудования. Как будут развиваться события в дальнейшем и стабилизируется ли рынок в 2022 году?

Сколько денег потратили?

2021 год на авторынке прошел под знаком тотального дефицита автомобилей и беспрецедентного роста цен не только за счет коррекции прайсов автоконцернов, но и в первую очередь из-за ценового произвола дилеров. Если конкретные модели в целом подорожали на 10-15%, то дилеры завышали стоимость готовых к отгрузке автомобилей еще на 30-50%, из-за чего резко сокращали продажи. На некоторые модели цены взметнулись в полтора раза. Так, популярные сейчас Volkswagen Polo стоят у дилеров 1,7 млн рублей, кроссоверы Tiguan — 3,7 млн, а новенький Taos трудно найти дешевле 2, 6 млн. При этом автомобили укомплектованы разнообразными дополнительными опциями, такими как багажник на крыше, обтекаемый кейс для перевозки вещей, спойлеры, накладки на окна, защита картера, фаркопы и прочее ненужное оборудование, без которого фактически невозможно уже купить машину. Естественно, такая ситуация повлияла на рынок.

По данным директора аналитического центра «Автостат» Сергея Целикова, емкость рынка в рублевом выражении увеличилась на 21%, что стало абсолютным рекордом. Россияне потратили на автомобили в 2021 году 3,2 трлн рублей, или 40,9 млрд долл. А по количеству сделок рынок увеличился только на 3%. Если в первой половине года рост шел равномерно, то во второй половине 2021 года наметился устойчивый тренд на снижение продаж одновременно со взрывным ростом средневзвешенных цен.

По оценке «Автостата», если бы розничные цены были ближе к рекомендованным, то общий объем проданных автомобилей в 2021 году мог бы превысить 1,8 млн единиц, а реальный рост рынка, без учета дефицита, был бы не 5%, как сейчас, а в районе 15% и выше. Однако деньги ушли дилерам за счет резкого роста маржи.

Сохранится ли дефицит и как подорожают машины?

Поддержание дефицита стало выгодно дилерам. Они не стремятся восстановить высокие объемы продаж и поддерживают дефицит, сокращая квоты и отбрасывая покупателей «голых» машин без допов в очередь длиной 6-8 месяцев. Таким образом, при росте выручки с одного автомобиля сокращаются издержки на логистику и хранение на складах. Простое оснащение «допами» увеличивает чистую прибыль салонов и наносит репутационный и финансовый ущерб автоконцернам.

На этом фоне власти стараются ограничить аппетиты дилеров. Минпромторг РФ считает, что участникам рынка необходимо договариваться о параметрах и искать приемлемые варианты взаимодействия. Как заявил глава министерства Денис Мантуров, перспектива извлечения сверхприбылей не оздоравливает рынок. Ранее, по сообщениям ТАСС, Министерство торговли рассматривало возможность ограничить максимальную наценку официальных автодилеров 10%, однако после анализа ситуации эта мера показалась недостаточной, и ищутся более эффективные регуляторы в период пикового спроса.

В 2022 году фактически отменены новогодние скидки, и средневзвешенные цены на готовые к отгрузке машины будут и дальше расти. Именно дилеры окажут сильное воздействие на конфигурацию авторынка в 2022 году.

В условиях резкого роста дилерских отпускных цен автоконцерны тоже не хотят упускать свою долю прибыли. Новые автомобили в 2022 году, по прогнозам «Автостата», подорожают примерно на 10% при благоприятном развитии событий.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), ситуация с нехваткой автомобилей может стабилизироваться ближе к третьему кварталу 2022 года, но процесс восстановления рынка будет постепенным, и предложение выйдет на допандемийный уровень в лучшем случае в 2023 году.

Как отреагирует вторичный рынок?

Такой же рост прогнозируется и на вторичном рынке. Средняя цена подержанного легкового автомобиля в декабре 2021 года достигла 970 тысяч рублей, что на 5% (на 48 тысяч рублей) больше соответствующего показателя ноября 2021 года. В целом в 2021 году цены на вторичном рынке взметнулись вверх стремительно. Машины подорожали в среднем на 41%, или на 282 тысячи рублей. Впервые за десятилетие увеличились поставки б/у автомобилей из Европы. По данным «Авито Авто», в 2021 году спрос на автомобили с пробегом из-за рубежа вырос на 105%, рост предложения составил 160% по сравнению с 2020 годом. Средняя цена на ввозимые из-за границы автомобили с пробегом в 2021 году составила 750 000 рублей, что на 27% больше, чем в прошлом году.

В 2022 году рост цен продолжится, так как непрекращающийся дефицит комплектующих и непродуманная политика автодилеров отбрасывают покупателей на вторичный рынок.


Источники:
https://www.autostat.ru/infographics/50249/
https://tass.ru/ekonomika/13253359

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах