В каких случаях можно получить компенсацию за бракованный автомобиль?
Любой автомобиль очень дорог и его покупка связана с многими хлопотами. Будущий владелец тщательно продумывает все шаги, поэтому когда вместо качественного товара ему отгружают проблемный образец, он испытывает шок. Бывает, что с первых дней машина ломается и подбрасывает неприятные сюрпризы. В итоге приходится заниматься регулярным ремонтом новой машины, что, естественно, вызывает справедливые нарекания на производителей и претензии к продавцам. Если же владелец проблемной машины еще и сталкивается с хамством продавцов, игнорирующих жалобы и просьбы клиента, то это втройне обидно.
О том, как вернуть проблемный автомобиль, и как получить справедливое возмещение морального ущерба с продавцов, рассказывает член Ассоциации юристов России, член Адвокатской Палаты г. Москвы, адвокат Александр Каратнюк.
Владимир Гаврилов, АиФ.ru: Сейчас в судебной практике встречаются дела, когда автовладельцы не просто сдают проблемный автомобиль дилерам, но еще и получают с них денежную компенсацию. В каких случаях автомобилист может на ее рассчитывать?
Александр Каратнюк: Действительно, при покупке нового автомобиля дается гарантия на определенный срок, к примеру, на два или три года. В рамках этого срока осуществляется бесплатный ремонт. Но когда при этом автомобиль часто ломается, покупатель вправе при обнаружении существенных недостатков, потребовать не бесплатного ремонта, но и компенсации за потраченные на время вынужденного бездействия деньги, либо вернуть автомобиль и потребовать возврата денег за него. Если из-за заводского дефекта автомобиля его эксплуатация полностью невозможна, покупатель имеет права требовать такую компенсацию.
- Как определяется невозможность эксплуатации транспортного средства?
- Если на ремонт автомобиля у производителя или у официального дилера затрачивается больше 1 месяца в течение каждого гарантийного года, то покупатель вправе отказаться от автомобиля и потребовать возврата денежных средств, уплаченных за его приобретение.
Такие случаи уже были. К примеру, московский областной суд недавно рассматривал претензию к ООО «Фольксваген Групп Рус».
Покупатель после приобретения в автосалоне автомобиля Volkswagen Golf Plus услышал посторонний шум в двигателе, обратился к дилеру, после чего был произведен ремонт, но неисправность не исчезла. Пришлось заново искать причину, но из-за невозможности своевременно обнаружить дефект автомобиль долгое время простаивал. Дилер отказался менять автомобиль на другой аналогичный, покупатель обратился в суд на ООО «Фольксваген Групп Рус». Начались судебные тяжбы, которые закончились в пользу автовладельца.
После проверки материалов дела суд второй инстанции оставил в силе Решение Шатурского городского суда Московской области о взыскании с ООО «Фольксваген Групп Рус» стоимости автомобиля, неустойки, убытков и компенсации морального вреда.
- А если взять другой пример: ездит машина какое-то время и вдруг неожиданно загорелась. Может ли человек надеяться на возмещение ущерба?
- Да, может. Но потребитель должен доказать, что возгорание автомобиля возникло не по его вине (неправильная эксплуатация, переоборудование, установка дополнительного оборудования не у официального дилера и т.п.), а вследствие заводского брака.
Важно установить факт наличия существенных недостатков в транспортном средстве, которые были допущены по вине производителя, если из-за них и произошло возгорание. Делается это путем проведения независимой технической экспертизы, которая проводится на основании определения суда.
- Как рассчитывается подобная компенсация? Входят ли в нее затраты на суды и экспертизы? Какие еще затраты могут быть возмещены владельцу бракованного автомобиля?
- Если автомобиль полностью пришел в негодность из-за заводского брака, то продавец (производитель) обязан возвратить его полную стоимость.
Когда продавец отказывается в добровольном порядке вернуть деньги, то с него в пользу покупателя взыскивается штраф в размере 50% от стоимости товара. Также можно взыскать расходы на экспертизу и юридические услуги. Но для получения всех компенсаций необходимо доказать наличие заводского брака в автомобиле.