Привод газораспределительного механизма работает за счет зубчатого ремня, который обеспечивает вращение кулачкового вала. Вместе с ним функционирует и помпа системы охлаждения двигателя. Поэтому нагрузка на привод идет немалая. При обрыве ремня происходят серьезные повреждения силового агрегата. Сколько может работать такой ремень и на каких автомобилях отечественного рынка к нему нужно проявлять особое внимание?
Lada Kalina и Lada Granta
Надежность ременного привода ГРМ зависит от состояния многих технических систем, в том числе роликов, подшипников и насоса охлаждающей жидкости. «Российская газета» составила список моторов и моделей, на которых ремень ГРМ выходит из строя сравнительно рано.
Проблемы с ГРМ регистрируются на автомобилях семейства Lada Kalina и Lada Granta. Причиной тому насос системы охлаждения от сторонних производителей, срок службы которого иногда не превышает 50 тыс. км пробега. После смены заводского узла в неаккредитованных сервисах или в гаражных мастерских деталь может устанавливаться с перекосом. Вращающиеся направляющие создают неравномерный натяг. Ремень начинает активно изнашиваться. В итоге вытертые зубья проскакивают, в результате чего сбиваются настройки ГРМ. В худших случаях перекошенная помпа разбивает подшипники и вал вращается с большим усилием, несовместимым с расчетными нагрузками на ремень. В итоге привод может оборваться, причем чаще всего это происходит в момент запуска двигателя после длительного простоя.
Чтобы избежать проблемы, лучше всего не экономить на ремне и на помпе, а их установку доверять грамотным специалистам.
Практически та же напасть преследует седаны и хэтчбеки Datsun On-Do и Mi-Do, которые собирались на конвейере «АвтоВАЗа» и представляют собой немного усовершенствованные Lada Kalina и Lada Granta. По регламенту автопроизводителя, ремень на них меняется через 75 тыс. км пробега.
Hyundai Elantra
В иномарках ремни ГРМ ходят в среднем до 150 тыс. км. Однако не совсем удачная конструкция требует внимания. Характерной неисправностью здесь является люфт роликов. При выходе из строя подшипника следует быстрый износ зубчатого ремня, а вслед за этим — его перескакивание или обрыв. На старых Elantra обрыв ремня не ведет к сильным повреждениям мотора. Между тем это не повод игнорировать неисправность привода.
Skoda Octavia
К сожалению, замечались проблемы с ходимостью у ремней ГРМ Skoda Octavia на атмосферных моторах, которые выпускали с 1998 по 2011 год. В ходе последующих модернизаций автопроизводитель решил проблему, однако на рынке все еще много Octavia, у которых работает старый ремень. Для таких машин потребуется приобрести ремкомплект, включающий также и ролики натяжителя, а интервал замены у них лучше сократить до 50 тыс. км.
Материал, из которого изготавливается ремень газораспределительной системы, в среднем может сохранять свои характеристики до 5 лет. Затем он теряет свою эластичность и может растрескиваться вне зависимости от пробега.
Chevrolet Lanos
Обрывы ремня ГРМ регистрировались и на Chevrolet Lanos. Привод у нее достаточно надежен, правда, ускорить износ ремня могут подтеки масла на старых двигателях: оно попадает в узел ГРМ через негерметичный сальник коленвала. Замену привода здесь рекомендуется производить каждые 60 тыс. км, желательно вместе с помпой, ресурс которой немногим выше. Замена ремня — процедура недорогая, так как у двигателя нет фазовращателей и для ремонта не требуется специальный инструмент. Также слабое место двигателя — клапанная крышка. Из-под нее масло начинает течь в том числе в свечные колодцы, что быстро выводит из строя свечи и катушку зажигания.
Chery Tiggo (T11)
Автомобиль Chery Tiggo (T11) имел сравнительно надежную систему газораспределитпельного механизма, но в силу низкого качества других деталей ремень ГРМ тоже мог подбросить сюрпризы. На моторах объемом 1,8 и 2,0 л часто подтекали сальники коленвала, из-за чего масло попадало на ремень и приводило к размягчению материала. В итоге значительно уменьшался ресурс привода.
Еще одна проблема таких моторов — нестабильное качество роликов и помпы. Нормативные 60 тыс. км даже заводской комплект проходил не всегда.