Почему рвется ремень ГРМ и сколько он вообще служит?
Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) — ключевая деталь двигателя. С помощью этого устройства приводится в действие распределительный вал, задействующий клапанный механизм. Если учесть, что на привод также задействован насос системы охлаждения, то нагрузка на ремень получается колоссальная. При обрыве ремня распредвал останавливается, а коленвал продолжает вращаться. Клапаны не могут закрыться и встречают удар от поршня. В результате сгибаются стержни клапанов и разрушаются направляющие втулки. Поэтому важно следить за состоянием ремня и вовремя менять его, когда ресурс близок к завершению.
Срок службы ремня
Одной из основных причин обрыва ремня является естественный износ. Обычно срок его службы — примерно 80-120 тыс. км, однако все зависит от того, где были пройдены эти километры. При езде только по междугородним трассам ремень может проходить дольше, но в городах, где часты пробки и износ деталей правильнее считать в моточасах, а не в пробеге, ремень потребует замены раньше. Некоторые автолюбители по разным причинам затягивают с заменой ремня, тем самым подвергая мотор опасности обрыва.
Основными недостатками ремня можно считать его чувствительность к утечкам масла. При контакте с ним материал ремня разлагается, трескается и теряет прочность.
Самое печальное, что ремень рвется мгновенно, зачастую безо всяких предупреждений. Поэтому важно проводить профилактический осмотр и при малейших подозрениях обращаться в мастерскую. Какие же еще факторы способны снизить ресурс ремня и привести к его преждевременному выходу из строя?
Долгий простой
Ресурс ремня зависит и от возраста из-за склонности резины к старению. Даже при длительном простое без работы ремень постепенно теряет надежность.
Кроме того, консервация или долгий простой автомобиля в гараже негативно сказывается на состоянии механизмов. Многие подвижные части без масла рискуют закиснуть, и для их проворачивания потребуется большая энергия. В эти мгновения растет нагрузка на ремень, и он не выдерживает. Именно при пуске мотора ремни рвутся чаще всего.
Текущие уплотнители и сальник валов
В моторном отсеке можно наблюдать масляные запотевания в районе шкива коленчатого вала. Это первый признак скорой замены привода ГРМ. Масло неизбежно попадет на ремень. Во время работы двигателя эту смазывающую жидкость «размазывает» по всему механизму, в том числе по шестерням и роликам. В результате ухудшаются силы трения и снижаются сцепные свойства зубьев ремня со звездочками. Ремень может проскальзывать и сползает.
Кроме того, при контакте с маслом резина разлагается, размягчается и трескается. Ее способность выдерживать нагрузки сокращается. Примерно через год купания в масле ремень может оборваться.
Отсутствующий защитный кожух
Защита ремня от внешних воздействий осуществляется при помощи кожуха. В большинстве случаев эта пластиковая деталь после многократных ремонтов или ДТП теряется или ломается при разборе механизма ГРМ неквалифицированными мастерами. В итоге механизм оказывается открытым для воды, пыли и грязи. Со временем на роликах образуются наросты, которые нарушают плотность контакта ремня и ослабляют его зацепление. Пыль также попадает в подшипники, работает как абразив и истирает их и зубья ремня. В итоге закисающие подшипники увеличивают нагрузку, и ремень может проскочить через зубья или оборваться.
Сползание
Из-за перечисленных факторов ремень может сползти на натяжной ролик. Тогда он цепляет бурты, звездочки распредвала, коленвала, помпы и другие элементы механизма, которые со временем срезают часть защитного слоя. Ремень открывает корд и разлохмачивается. Способность держать нагрузку резко сокращается.
Иногда из-за неправильной установки ремень может цепляться краем за выступы, нештатные болты, «колхозные» шпильки или корпус крышки.
Закисшая помпа
При установке новой помпы неквалифицированные мастера ставят ее под углом, что влияет и на привод и подшипники. В итоге ремень работает с перекосом, возникает люфт, начинаются малозаметные перемещения шестерни относительно оси вала. В результате ремень начинает бить при работе, что также приводит к его износу. Предупредить о неисправности может посторонний шум из-под капота, игнорировать который нельзя.
Старая помпа может подбросить и другие сюрпризы. К примеру, при сильном износе насос закисает, из-за чего растет сопротивление приводу. Ремень не может справиться с нагрузками и обрывается.
Ролики механизма ГРМ
Проскакивания и повреждения ремня случаются, если оставить машину на паркинге с включенной передачей на крутом склоне. Под нагрузкой настройка ГРМ сбивается, и при запуске мотора валы теряют синхронизацию. Если ремень проскочил через несколько зубьев, то поршни задевают клапаны и гнут их.