Почему автомобильная печка начинает греть только с одной стороны?
Неисправности печки заметно усложняют жизнь автовладельцев. Путешествовать в плохо прогретом салоне не только некомфортно, но и опасно для здоровья. Причем иногда возникают на первый взгляд абсурдные поломки. С одной стороны торпеды идет горячий воздух, а с другой, со стороны пассажира, из воздуховодов дует морозный поток. Из-за чего это происходит и можно ли быстро починить автомобиль?
Как работает климатическая установка
Тепло в салоне берется от двигателя, рабочая температура которого поддерживается на 95 градусах, а поддерживает ее стабильность система охлаждения на основе незамерзающего антифриза. Помпа прокачивет рабочую жидкость через каналы в блоке цилиндров, снимает перегревы и далее поступает в радиатор, который охлаждается набегающими потоками воздуха. Однако процесс теплообмена происходит и во втором радиаторе, который находится в печке внутри кабины транспортного средства. Воздух проходит через салонный фильтр, далее попадает в испаритель кондиционера, а далее либо через радиатор отопителя, либо мимо него, в зависимости от выставленного режима работы климатической установки. Отвечает за направления потоков система заслонок с электрическими приводами. Если на автомобиле работает климат-контроль, то автоматика регулирует несколько заслонок, смешивая потоки воздуха в зависимости от пожеланий водителя и пассажира. Так, для водителя может идти поток температурой 19 градусов, а пассажир справа выставит 22 градуса. Если климатическая установка ломается, то воздух может идти или горячий, или холодный, или не идти вовсе. Тому есть несколько причин.
Неисправный термостат
Мотор иногда может не прогреваться из-за неисправности термостата, управляющего потоками антифриза. Бывает, что его клапан теряет герметичность, и жидкостный насос постоянно гоняет охлаждающую жидкость по большому кругу, то есть через радиатор. В зимние холода это оборачивается тем, что антифриз отдает все тепло в атмосферу и не может достичь рабочей температуры. В печку он поступает уже холодным и не может нагреть кабину. В этом случае придется поставить новый термостат.
Неисправность термостата диагностируется прощупыванием трубок. Если через несколько минут работы мотора малый круг остается холодным, значит, пора ехать в магазин запчастей. Кроме того, в этом случае все воздуховоды печки дуют холодным воздухом или немного теплым.
Загрязненный радиатор
Более неприятная и трудноустранимая неисправность — это плохая циркуляция охлаждающей жидкости через радиатор отопителя. Обычно это бывает на старых автомобилях, на которых уже производились ремонты системы отопления. Бывает, что мастера добавляют в охлаждающую жидкость герметики для устранения течи старых радиаторов. Однако такие герметики засоряют каналы печки и формируют пробки, препятствующие прохождению жидкости. В итоге одна сторона радиатора прогревается хорошо, а другая остается холодной. Из-за расположения входа и выхода магистралей в радиаторе, чаще всего холодной остается пассажирская сторона салона.
Неисправность можно починить путем полной разборки печки и замены загрязненного радиатора. Полностью прочистить старый радиатор не представляется возможным из-за слишком сложной системы протоков.
Развалившийся рычаг и отказавшие датчики
Если в автомобиле установлена климатическая установка с автоматической регулировкой потоков, то неисправность может возникать из-за повреждения заслонок или по причине вышедшего из строя датчика температуры.
Бывает, что механизм, передвигающий заслонку, со временем трескается и при сильных морозах ломается и разваливается на части. Иногда везет больше, и рычажок просто ослабевает и соскакивает с оси. Тогда заслонка остается в закрытом положении и не позволяет нагретому воздуху проходить в одну из частей кабины машины. Проблема диагностируется по ряду посторонних стуков или щелчков под торпедой. Для возвращения печке работоспособности необходимо ставить новую деталь вместо растрескавшейся. Для некоторых моделей автомобилей рычажок стоит дорого, а его установка связана с трудностями разборки.
Нередко причиной поломки становится датчик, отвечающий за измерение температуры воздуха. Бывает, что его контакты гниют, появляются ложные срабатывания, показывающие максимальную температуру. Блок управления переводит заслонку в закрытое положение и перекрывает поступление теплого воздуха. Убрать ошибку можно перезагрузкой системы. На некоторых машинах нужно включать и выключать зажигание три раза подряд с промежутком в секунду. После этого можно завести машину. Иногда после сброса ошибки датчик начинает вновь хорошо работать.