Однако вскоре стоимость бензина на доброй половине автозаправок по всей стране поползла вверх. Иначе так называемые независимые АЗС, которые не входят в структуру вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), просто не смогли бы выжить.
Сматывают шланги
От мощных гигантов — вертикально-интегрированных нефтяных компаний — независимые АЗС отличаются тем, что они получают доход только от розничной продажи топлива. По сути, такие заправки — «перекупщики», которые не занимаются добычей нефти, а лишь реализуют топливо, приобретённое на бирже или у крупных оптовых компаний. Реализуют его с собственной наценкой, конечно же, и эта разница между «оптом» и «розницей» — единственный источник дохода для независимых АЗС. Поэтому, когда в мае прошлого года произошло первое серьёзное повышение оптовой стоимости горючего, цены на небольших заправках резко подскочили. На одном лишь Дальнем Востоке литр бензина одномоментно подорожал на 4-5 рублей.
— А вы мне подскажите, как работать при отрицательной доходности? — отвечает вопросом на вопрос о причине резкого скачка цен на топливо член совета директоров Российского топливного союза Борис Добженецкий. — Уже больше полугода независимые АЗС находятся на грани выживания, потому что в один момент розничные цены на них стали ниже выставленных оптовых. Это противоречит всем законам ведения бизнеса, поэтому выхода из сложившейся ситуации у владельцев АЗС было два: либо повысить розничную цену на топливо, либо закрыться. Но это, кстати, не так просто: на заправках трудоустроены люди, которых нельзя выгнать на улицу, есть контракты по обслуживанию автомобилей ведомственных структур, есть населённые пункты, где работают только независимые АЗС и жителям заправляться больше негде. Поэтому повышение цен на топливо — вынужденная для независимых нефтяных игроков мера. Кто этого не сделал, сейчас просто сматывает шланги.
Камчатский бизнесмен Добженецкий добавляет: чтобы АЗС нормально функционировала, сотрудники получали зарплату, а владельцы платили аренду и оставались в плюсе, разница между оптовыми и розничными ценами за литр топлива должна быть минимум три рубля. Для отдалённых российских регионов, таких, как Приморье, Камчатка, Магадан, Чукотка, эта сумма вырастает до пяти рублей. Водители, не желающие мириться с крутым скачком цен, резко развернули свои авто на АЗС ВИНК: их владельцам запрещено поднимать розничные цены на топливо до конца марта. Как говорится, ничего личного, просто так дешевле.
— Независимые АЗС после повышения стоимости бензина потеряли почти половину клиентов и, как следствие, продолжают терпеть убытки, — говорит Борис Добженецкий. — Работать становится бессмысленно, поэтому владельцы частных автозаправок массово уходят с рынка. Это чревато для жителей нашей страны серьёзными проблемами: во многих небольших населённых пунктах есть только независимые АЗС, и людям придётся преодолевать десятки километров, чтобы заправить своё авто. По данным Независимого топливного союза России (НТС), доля частных АЗС составляет до 60% из всех работающих на рынке. В связи с их стремительным закрытием километровые очереди на заправках ВИНК могут стать реальностью.
Хватает не всем
Розничные сети вертикально-интегрированных нефтяных компаний покупают топливо по тем же оптовым ценам, что и альтернативные заправщики. Разница в том, что они могут позволить себе работать в минус, потому что входят в состав консолидированной группы налогоплательщиков: проще говоря, их убытки покрывают другие компании холдинга, зарабатывающие на добыче и экспорте нефти. А её продажа за рубеж, по мнению НТС, сейчас становится делом неприлично прибыльным.
По сути, налоговый манёвр в нефтяной отрасли затевался Минфином с целью пополнения российской казны. По мнению авторов законопроекта, повышение налога на добычу полезных ископаемых при обнулении экспортных пошлин приведёт к увеличению поступлений в бюджет. При этом Минфин заверяет: за неполные шесть лет «маневрирования» (до 2024 года) бюджет дополнительно получит около полутора триллионов рублей. Чтобы крупные компании массово не ринулись продавать нефть за рубеж, правительство обяжет их поставлять на российские НПЗ не менее 17,5% от добываемых объёмов. Не обошлось и без приятных бонусов: поправки в налоговый манёвр предусматривают увеличение различных субсидий для нефтеперерабатывающих заводов. Но только для тех, кто будет поставлять достаточное количество сырья на внутренний рынок.
— Повышение оптовых цен на топливо — это следствие целого ряда факторов: налогового манёвра, дефицита сырья на нефтеперерабатывающих заводах в регионах, непродуманной схемы поставок горючего, при которой у независимых игроков практически нет возможности приобрести топливо на бирже, так как почти все объёмы забирают крупные нефтяные компании, — говорит Борис Добженецкий. — Особенно сильно социальная напряжённость ощущается на Дальнем Востоке и в Забайкалье: там работает всего пара нефтеперерабатывающих заводов, которые входят в состав ВИНК, поэтому и здесь мы наблюдаем монополизацию внутреннего рынка. За Уралом — нефтяная олигополия, и финансовая ситуация у независимых игроков там несколько лучше.
По его словам, меры властей не решат проблемы и представители топливных союзов пытаются донести свою точку зрения, но диалога пока не выходит.
Все для маржи
Впрочем, правительство страны мыслит более позитивно. Глава Минэнерго Александр Новак, например, не раз заявлял, что, согласно договорённостям с ВИНК, эти нефтяные компании всё-таки будут продавать топливо независимым АЗС по ценам, которые сформируют для них нормальную маржинальность. При этом на время заморозки розничных цен на топливо не будет действовать новый приказ Минэнерго и ФАС об увеличении объёмов продаж на бирже нефтепродуктов. Это, по мнению министра энергетики, позволит избежать скачков стоимости топлива. Не видят проблемы для независимых АЗС и в ВИНК.
— С владельцами частных автозаправок заключается так называемый формульный договор, и в первую очередь он удобен для них самих, — говорит начальник отдела по связям с общественностью АО «Нефтегазхолдинг» Евгения Чаплыгина. — Формульный договор выступает гарантом установления справедливого и прозрачного ценообразования. Напомню, что цены на оптовые поставки зависят от стоимости топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, то есть они формируются рынком, а не нами. Именно поэтому мы не можем самостоятельно поднимать оптовую стоимость нефтепродуктов, в чём нас пытаются обвинять. Биржевые цены имеют определённую волатильность, и, если они растут, растёт и отпускная цена топлива. К сожалению, последние восемь месяцев мы наблюдаем такой рост, чем и обусловлено увеличение стоимости оптовых поставок бензина для независимых АЗС.