Эксплуатация автомобиля зимой связана с рядом рисков, которые заметно снижают ресурс двигателя и трансмиссии. В число негативных факторов входит количество и время ежедневных поездок, а также интенсивность и стиль езды. Если не соблюдать ряд правил по использованию техники, риск поломки резко возрастает. Какие же поездки идут на пользу машине, а какие, наоборот, вредят ей?
Работа на износ
Двигатель и трансмиссия хорошо работают только при достижении рабочей температуры. В этом случае система впрыска перенастраивается на самый экономичный и эффективный режим приготовления стехиометрической смеси, которая может сгорать без остатка с превращением продуктов распада в углекислоту. В остальных случаях наблюдаются проблемы со сгоранием. Смесь идет обогащенной с большим содержанием топлива, из-за чего в первые минуты после холодного пуска мотор может работать на износ.
К примеру, при неуверенном пуске топливо может попадать в камеры сгорания и стекать в картер. Бензин смывает защитную пленку с некоторых трущихся частей и вызывает повышенный износ деталей.
Конденсация воды
После запуска силового агрегата начинается постепенное прогревание его металлических частей, из-за чего на морозе начинается интенсивное конденсирование влаги.
Вода собирается не только на внешних, но и на внутренних поверхностях двигателя, и попадает в масло. Чем чаще хозяин запускает мотор, тем больше воды и бензина оказывается внутри мотора.
Нужно сказать, что вода не растворяется в смазывающей жидкости и при взбалтывании создает эмульсию, которая нарушает стабильность защитной пленки на трущихся поверхностях.
Во время коротких поездок вода не успевает испариться, из-за чего происходит ее накапливание и ухудшение свойств масла.
Вода в глушителе
Чем короче поездки зимой, тем хуже для автомобиля. Вода может конденсироваться не только в двигателе, но и в выхлопной системе. Иногда в глушителе может собираться до литра жидкости, которая замерзает на морозе и оттаивает при коротких вояжах в магазин, школу или в детский сад за детьми. В конце концов воды может собраться настолько много, что она заблокирует каналы внутри резонатора и глушителя и вызовет герметизацию выхлопной системы. В итоге двигатель после нескольких минут работы заглохнет. Придется размораживать систему выхлопа специальной тепловой пушкой.
Отложение осадка
При работе непрогретого мотора нарушается процесс сгорания топлива, из-за чего наблюдается формирование нагара на свечах, клапанах и стенках цилиндров. Частые поездки на небольшие расстояния приводят к закоксовке нагара на внешней поверхности поршней и в худшем случае к залеганию поршневых колец. Они теряют подвижность и приводят к нарушению компрессии, из-за чего масло из картера может попадать в камеры сгорания, что еще больше сказывается на формировании отложений. Затем при прогреве мотора сажевые отложения могут приводить к нарушению процесса сгорания и даже прогоранию клапанов.
Отложение осадка может наблюдаться даже в каталитическом нейтрализаторе.
Продолжительные вояжи
В общем, автомобиль зимой должен хорошо прогреваться, а для этого необходимы продолжительные поездки на большие расстояния. Несколько часов в дороге приводят к прогреванию не только мотора и трансмиссии, но и кузова, а также выхлопной системы. Вода испаряется не только из масла, но и из труб выхлопа, и из скрытых полостей кузова, куда она попадает также в виде конденсата. Во время таких путешествий в полную мощность работает генератор, который хорошо заряжает батарею.
Тем самым, хотя бы раз в неделю необходимо совершать на автомобиле длинные вояжи в соседние города.