Могут ли фары желтеть от некачественной «омывайки»?
В современных автомобилях предусмотрены системы омывания фар, которые используют жидкость из бачка омывания стекол. Нередко туда заливаются кустарные жидкости, купленные на придорожных развалах. При их применении могут произойти неприятные неожиданности. Как их избежать?
Спирт как растворитель
Система омывания фар в обязательном порядке устанавливается на автомобили с ксеноновыми фарами. Их спектр излучения таков, что требует обязательно чистых и прозрачных защитных стекол головной оптики. Поэтому при каждом пятом срабатывании стеклоочистителей электронный блок управления активирует омыватели фар. Мощные распылители направленной струей бьют по стеклам фар и очищают их от насевшей грязи. Между тем в российских условиях омыватели оказываются недостаточно эффективными и даже вредными для прожекторов головного света, в особенности зимой, когда на дороги выливаются тысячи тонн антигололедных реагентов. Распылители просто не могут сбить сухую корку из химикатов, однако попадающая на пластиковые стекла жидкость часто вредит фарам.
Дело в том, что рассчитываются системы омывания преимущественно на работу с жидкостями западного производства, в которых допускается использование ядовитого метанола, который в России запрещен. Эти жидкости хоть и вредны для здоровья людей, но не оказывают негативного влияния на материалы фар и патрубки системы омывания.
Однако в России используются зимние омывающие жидкости на основе изопропилового спирта, который считается сильнейшим растворителем. Некоторые виды пластиков и пластмасс при контакте с ним меняют структуру и теряют часть свойств. Поэтому крупные производители добавляют в состав омывающей жидкости присадки, снижающие негативный эффект, однако помогает не всегда, и с течением времени на пластиковых стеклах фар появляются последствия контактов с изопропиловым спиртом. Особенно вредна жидкость, изготовленная кустарями где-то в гаражных мастерских и продающаяся на обочинах дорог. В ней доля низкокачественного спирта чрезвычайно велика и отсутствуют добавки, компенсирующие его агрессивное воздействие на пластики.
Что происходит с фарами?
При частом смачивании омывайкой стекла начинают желтеть и трескаться. Если присмотреться к ним вблизи, то видно, что поверхность фары покрыта массой мелких повреждений, которые бликуют на солнце. Ну а внешняя часть стекла покрывается желтым налетом, который некоторые автомобилисты наловчились снимать с помощью шлифовальной машинки.
Желтизна и россыпь микротрещин напрямую влияют на эффективность распределения света. Дело в том, что газоразрядные ксеноновые фары излучают в очень узком спектре, отчего их лучи легко преломляются и рассеиваются незамысловатыми фильтрами.
Если смотреть на график излучения, то видно, что ксенон работает при длинах волн от 200 нанометров (нм) и до 800 нм с несколькими локальными пиками в районе 380 нм, 430–445 нм, 520–550 нм, а также в зоне красного света на 570–590 нм.
Большая часть энергии находится в зоне электромагнитных волн, невидимых для человеческого глаза. На освещение дороги уходит от силы 30% энергии лампы в зоне видимых для глаза волн. Эта энергия проявляется в диапазоне 520–550 нм и 570–590 нм с получением ярко-белого света, который хорошо распространяется в чистом воздухе, но легко поглощается налетом из дорожной пыли.
Эти длины волн частично поглощаются желтой пленкой поврежденного растворителем пластика, а также белесым налетом из продуктов распада антигололедных химикатов.
Россыпи микротрещин тоже рассеивают прямые лучи, создавая перед машиной область засветки. В итоге ксеноновые фары теряют фокусировку и бьют в глаза водителей встречного транспорта.
В общем, частое использование некачественной жидкости вредит фарам настолько, что их приходится ремонтировать и менять защитные стекла. Поэтому перед покупкой омывайки лучше изучить экспертизы этого продукта и посмотреть ее агрессивность в отношении пластиковых деталей.
Как отключить омыватели фар?
Что же касается омывателей фар, то водители их часто отключают, чтобы избежать бесполезного расхода жидкости. Для этого снимается бампер и перекрываются подающие трубки. Можно также вытащить реле омывателя фар. В некоторых моделях автомобилей омыватели отключают програмно с помощью диагностического сканера. Другие же находят предохранитель, отвечающий за омыватели фар, и удаляют их, чтобы выключить электронасос.