Если двигатель потребляет слишком много масла, то это всегда считается признаком серьезной поломки: износа поршневых колец, прокладок или иных деталей. И если на приборной панели загоралась желтая лампа долива, то это всегда настораживало водителя. Однако на современных машинах с турбированными силовыми агрегатами этот сигнализатор срабатывает слишком часто. Какой же «масляный аппетит» можно считать нормальным и какие моторы показывают самый большой расход смазывающей жидкости?
Нормальный расход
Классические атмосферные двигатели без сложных систем непосредственного впрыска и турбонаддува потребляют не очень много масла. Водители еще помнят те времена, когда 1,6-литровые силовые агрегаты на популярных моделях Volkswagen могли вообще не требовать долива смазывающей жидкости в течение года. В период между плановым техническим обслуживаниям при 15 тыс. км пробега уходило менее одного литра масла, что эквивалентно 5-25 г на 100 л расходуемого бензина. Для моторов V6 или V8 среднестатистический расход повышается уже до 30-40 г на 100 л топлива.
Однако сейчас времена изменились. Вступили в силу новые экологические требования, заставившие автопроизводителей отойти от практичности в сторону усовершенствования технических систем, необходимых для повышения КПД. А они потребовали дополнительной смазки.
В первую очередь появился турбонаддув, а также система «Старт-Стоп», замыкающая на себя практически все технические устройства силового агрегата. В итоге нормой стал расход 1л/1000 км пробега.
Volkswagen
Концерн Volkswagen AG делает моторы для брендов Volkswagen, Seat, Audi и Skoda. Больше всего масла потребляют бензиновые турбированные двигатели объемом 1,8 и 2 л серии EA888, выпускавшиеся с 2008 года. Они шли практически на всю линейку концерна, включая Passat, Tiguan и другие машины.
Из-за несовершенной конструкции поршневой группы и маслосъемных колец при малых нагрузках такие моторы вбрасывают масло в систему выпуска. Масло также уходит через турбину при высоких оборотах.
Большой расход показывают и V-образные бензиновые агрегаты серии EA837 объемом 3 л, выпускавшиеся с 2008 по 2017 год и использовавшиеся преимущественно на Audi. Масло расходуется по причине работы механического нагнетателя Eaton. Такие моторы шли в основном на автомобили Audi A6 и Q5. Однако все они укладывались в регламент 1 л на 1000 км пробега.
BMW
Среди баварских моторов большое потребление масла показывали силовые агрегаты серии N производства 2000-х годов.
На седаны 3 серии и даже 5 серии шли четырехцилиндровые турбированные агрегаты N45 и N46. Позднее они применялись на кроссоверах Х3. У этих моторов к 80 000 км пробега изнашивались маслосъемные колпачки. Ради сокращения потерь на трение поршни были сделаны Т-образными, из-за чего оставалось мало места для уплотнительных колец.
Toyota
Потребление масла в 1 л/1000 км показывают и японские автомобили. В 1998 году началось производство 1,8-литрового агрегата 1ZZ-FE, который устанавливался на Toyota Corolla, Toyota Avensis и другие модели. К 50 000 км пробега мотор начинал часто просить долива смазывающей жидкости из-за того, что кольца в поршнях имели минимальный зазор. Появлялась выработка, и масло выбивалось в систему выпуска. Мотор мог потреблять 1,5-2 л на 1000 км пробега. В результате кольца постепенно закоксовывались и залегали. Требовался ремонт.
В начале 2000-х японцы стали хромировать и азотировать кольца и повысили ресурс силового агрегата. Однако и в этом случае при активной езде мотор может «съесть» установленные 1 л/1000 км.
Hyundai-Kia
Корейский концерн Hyundai-Kia в начале 2000-х годов изготавливал 2-литровые атмосферные двигатели серии G4KA/G4KD, которые затем стали родоначальниками современных агрегатов семейства G4NA, дебютировавших в 2010 году. Силовые агрегаты шли на Hyundai Elantra, ix35, Creta, Tucson.
Моторы активно ставятся и на машины бренда Kia, такие как Optima, Cerato, Soul, Sportage и др.
Эти моторы конструктивно не предполагали высокого потребления масла, однако из-за поломок начинали выбрасывать масло в выхлопную трубу. Примерно в промежуток от 50 до 150 тыс. км пробега на стенках цилиндров могли образовываться задиры, вызванные локальным перегревом поршней при активной езде. Через задиры масло пробивалось в камеры сгорания. Высокое потребление масла было приговором. Мотор необходимо было ремонтировать.
Нормальным для атмосферных моторов считается расход масла в районе 0,5% от расхода бензина. Если в межсервисный интервал длиной 15 000 км мотор потреблял 1200 литров бензина, то масла на доливку ему потребуется в районе шести литров. Это примерно 0,4 л на 1000 км пробега.