Какие оплошности могут допустить мастера на шиномонтаже?
Придорожные мастерские по ремонту колес платят работникам не настолько большие деньги, чтобы там оставались мастера своего дела. Порой сотрудники там меняются каждые полгода. Неудивительно, что при монтаже шин новички совершают ошибки. Как их контролировать?
Работа с автомобильными колесами требует много времени, сил и сноровки. Монтаж покрышек на обод, балансировка, работа со станком, резиной, пастой и иными материалами предполагает знание мастерами своего дела. Однако порой попадаются работники, которые совершают ошибки. На что стоит обратить внимание в действиях мастера?
Направленный протектор
У современных шин протектор рассчитан на работу только в одном направлении. Канавки нанесены таким образом, чтобы во время дождя лучше отводить воду, используя силу инерции вращения. При постановке на диск необходимо так развернуть покрышку, чтобы канавки смотрели в правильную сторону. Можно это сделать, пользуясь нанесенными на боковину стрелками с надписью «Rotation». Кроме того, некоторые типы спортивных шин не только имеют направленный протектор, но еще и несимметричны. Они изготавливаются для определенного места справа или слева машины. На внутренней и внешней сторонах таких шин производитель наносит маркировку «Outside» и «Inside» соответственно. Такие покрышки редки, и не всегда работники знают о требованиях производителей. Поэтому перед монтажом важно заострить их внимание на этом факте, чтобы поставить шину правильно.
Если правила установки проигнорировать, то управляемость машины снизится, особенно при дождливой погоде на мокром асфальте.
Монтажная паста
Технология монтажа шины на диск предполагает обработку стенок резиновой закраины высокотемпературной пастой. Это необходимо для лучшего прилегания бескамерной покрышки к металлическому диску для сохранения герметичности и снижения трения. Если этот пункт технологии проигнорировать, то через несколько месяцев резина «прикипит» к диску и будет сниматься лишь под давлением на спущенную боковину, в результате чего можно повредить боковины покрышки или элементы ее конструкции. Поэтому важно следить за тем, чтобы при монтаже паста наносилась кисточкой. Некоторые «мастера» за неимением пасты мажут закраину отработанным маслом. Делать это категорически запрещено, так как оно вредит резине.
Двойка или больше?
Особое внимание необходимо уделять балансировке колес и их накачке. Чаще всего давление доводится до 2 атмосфер, однако для некоторых машин этого мало. Штатным давлением там может быть 2,3 атм для передней оси и 2,5 единицы или даже 2,8 атм для задней. Чтобы проверить, какое давление предписывает производитель автомобиля, необходимо заглянуть в таблицу, которая нанесена на жестяной табличке, закрепленной на стойке двери посередине кузова.
Порядок затяжки болтов
Затяжка болтов тоже требует особого внимания. Нельзя закручивать болты по одному и до полного обжима. В этом случае колесо может перекоситься. Правила предписывают затягивать их все сразу за три или четыре приема. Если ступица пятиболтовая, то следует производить затяжку, переходя от одного болта к другому на противоположном конце ступицы. Порядок выглядит таким образом: 1-4-2-5-3. На шестиболтовой ступице затяжка иная: 1-4-5-2-3-6. Если таким порядком пренебречь, есть риск возникновения биения колеса и роста ударных нагрузок на болты.
Динамометрический ключ
Главное, что финальная затяжка болтов с помощью пневматического пистолета не допускается. Каждый инструмент имеет свои особенности и может не создавать достаточное усилие на головке болта. Поэтому перед выездом на дорогу необходимо взять в руки динамометрический ключ. С помощью его шкалы и стрелки можно точно узнать, какой момент приложен к болту. Такие ключи есть в каждой мастерской, однако не все сотрудники ими пользуются. Усилие для затяжки можно посмотреть в руководстве по эксплуатации машины. К примеру, для «Нивы» оно равно 62,4-77,1 Н/м.