Как правильно откручивать «закисшие» гайки на машине?
«Закисшие» гайки — это неизменная проблема старой подвески. Периодические контакты открытого металла с водой и химическими реагентами приводят к появлению на резьбовых соединениях оксидной пленки, которая препятствует их проворачиваемости. Приходится прибегать к специальным технологиям и средствам для извлечения болтов из колодцев и снятию гаек со шпилек. Какие хитрости применяют опытные мастера?
Механические воздействия
Первое, что пытаются сделать слесари с закисшим болтом или гайкой, — это провернуть их силой с помощью накидных ключей или торцевых головок. Дело в том, что обычный рожковый ключ охватывает всего три грани гайки. Между ними остается зазор, который при приложении усилия способствует срыву инструмента и «слизыванию» грани. Накидной ключ или торцевая головка крепко охватывают все грани, что позволяет распределить нагрузку и предотвратить порчу граней. Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом, нарастив длину рукояти.
Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления вращения. Прежде чем открутить, ее пытаются завинтить. Смена направления момента вращения разрушает оксидную пленку и помогает ржавчине отслаиваться.
Наиболее радикальным способом механического воздействия оказывается метод концентрированных ударных нагрузок. Этим способом можно открутить даже гайку с сорванными гранями. В качестве инструмента используют зубило и молоток.
На «зализанной» грани гайки делают насечку, упирают в нее зубило, направляя его по ходу резьбы, и бьют молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может, так же как и резьбу. Деталь откручивается.
Физические свойства материалов
Из школьного курса физики все знают, что при нагревании материалы расширяются. Тем самым при нагреве гайки можно увеличить ее диаметр и снизить напряжение натяга. Открутить ее становится легче. Кроме того, при сильном нагреве оксидный слой ржавчины отпадает и металл очищается.
Для нагрева применяют строительный фен, паяльную лампу, газовую горелку или другие источники открытого огня.
Правда, пользоваться ими вблизи резиновых или пластиковых деталей запрещается во избежание возникновения пожара.
Гораздо безопаснее применять электронагреватели, которые работают от бытовой электросети. Правда, вне гаража они бесполезны.
Химические реактивы
Ослабить закисшее соединение можно с помощью химических средств. Для этого применяют легко проникающие жидкости, которые всегда находятся под рукой у автомобилиста: тормозная жидкость, антифриз, керосин, бензин.
Первые две содержат гликоли и эфиры, то есть вещества с высокой проникающей способностью. Остальные относятся к алифатическим углеводородам и обладают сходным действием. Помимо них можно брать уайт-спирит и скипидар. Наиболее популярным у автолюбителей является средство WD-40, в состав которого входят минеральное масло, уайт-спирит и бензин легколетучих фракций.
Ими промачивают ветошь и накладывают на закисшие детали. Через пару часов можно приниматься за разборку соединения.
Ускорить демонтаж можно, комбинируя работу с механическими способами воздействия на детали.