Турбированные двигатели требуют аккуратного отношения, в особенности в сильные морозы. Их нельзя эксплуатировать так же, как обычные атмосферные моторы, которые более неприхотливы и менее чувствительны к перепадам температур. Ошибки водителей приводят к снижению ресурса технического узла и к его последующему выходу из строя. Какие же действия противопоказаны для турбированных моторов?
Масляное голодание
Главное отличие турбированного силового агрегата от обычного — это наличие системы наддува на впуске воздуха. Силовой агрегат получает на входе в цилиндры больше воздуха, сжатого компрессором. Чем больше воздуха, тем выше температура горения смеси и сильнее давление поршня. Топливо тратится меньше, а тяга ощущается уже при невысоких оборотах двигателя. Но чтобы обеспечить этот процесс, нужно много масла, которое расходуется турбированным мотором почти в три раза больше обычного.
Водители не всегда следят за уровнем смазывающей жидкости. Щупа они не касаются месяцами, в итоге, прежде чем сработает сигнализатор на панели приборов, турбина успевает съесть более литра масла. Для атмосферника это не страшно. Однако для турбированного агрегата падение уровня масла — это критично. Начинается повышенный износ, снижается теплоотвод, остатки масла пригорают и плохо защищают силовой агрегат. В общем, необходимо хотя бы два раза в месяц проверять его уровень по щупу. Если масло опустилось ниже допустимого уровня, то не следует тянуть с доливом.
В среднем турбированный агрегат может потреблять до 1 л масла на тысячу км пробега при активной езде и 1 л на 3-4 тыс. при спокойном ритме движения.
Любители наката
Некоторые турбомоторы старых конструкций, например оппозитные на Subaru, плохо переносят низкое давление масла. К примеру, если водитель пытается сэкономить топливо и часто движется накатом на «нейтрали», такая езда может привести к необоснованному износу деталей. Дело в том, что насос подключен к коленвалу и сильно зависит от его оборотов. Если сбросить газ до холостого хода, то давление падает и масло хуже циркулирует по системе смазки.
Особенно опасно, когда движение накатом начинается сразу после активного драйва. На холостых оборотах охлаждение турбины идет медленно, из-за чего возможно пригорание масла. Водитель думает, что дает двигателю отдохнуть, а на самом деле он убивает турбину.
Поэтому на наддувных моторах «нейтраль» можно включать разве что на стоянке. Передача должна быть всегда активирована даже при равномерном движении накатом. В этом случае мотор раскручивается сильнее.
Глушить не вовремя
Самый известный способ убить турбину — это сразу заглушить мотор после активной езды. К примеру, водитель торопится в магазин, обгоняет попутчиков, дерзко ныряет в поворот, мгновенно останавливается и вытаскивает ключ из замка зажигания. Раскаленная турбина остается без охлаждения маслом. В итоге ее детали может повести от неравномерного температурного расширения. Кроме того, локальный перегрев приводит к пригораниям масла и его закоксовыванию.
Поэтому перед остановкой необходимо охладить турбину. Сделать это можно работой мотора на холостом ходу или во время движения, проехав без добавления газа пару сотен метров.
Кроме того, на автомобиль можно поставить так называемый турботаймер, то есть устройство, которое не глушит силовой агрегат после вытаскивания ключа зажигания, а позволяет ему немного поработать, пока турбина не охладится.
Холодный старт
Перед активными поездками в морозы турбонаддув необходимо обязательно прогреть. Если холодный мотор раскрутить до 2,5-3 тысяч оборотов, то турбина начнет сильно разогреваться, отчего могут начаться температурные деформации металлических элементов. В общем, перед тем как поднажать на педаль газа, мотор надо довести до рабочей температуры. Это значит, что в морозы первые 10-15 минут после начала поездки лихачить противопоказано.
Сейчас ресурс двигателя в 400 тыс. км считается огромным достижением. Турбокомпрессоры редко ходят больше 150 тыс. км, и чтобы не дать им разрушиться раньше времени, лучше соблюдать правила эксплуатации.